​По результатам исследования вузы получили зеленые или красные метки. Первыми отмечают университеты, признанные качественными поставщиками образовательных услуг на основе студенческих отзывов. Красные метки достаются вузам с однозначно выявленными проблемами, которые получили от студентов наихудшие оценки.

Зеленую метку в этом году получили: 

Государственный университет управления, Горный университет, МГИМО, Московский государственный лингвистический университет, МГТУ им. Баумана, МИФИ, Новосибирский государственный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет, РАНХиГС, Российский университет нефти и газа, РЭУ им. Г.В. Плеханова, СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Красная метка досталась: 

Санкт-Петербургскому университету ИТМО, Казанскому федеральному университету, РНИМУ им. Пирогова, РУДН и Уральскому федеральному университету.

Во время презентации руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина неоднократно повторила, что о составлении рейтинга в этом случае речи не идет. Результаты опроса студентов призваны помочь абитуриентам во время выбора будущего учебного заведения и самим университетам в решении их внутренних проблем, о которых стараются лишний раз не говорить.

– Для меня как ученого читать отзывы из года в год становится интереснее и полезнее. Мне кажется, университеты тоже должны присоединиться к чтению [отзывов] и очень внимательно их проработать. Это прекрасная обратная связь. По сути дела, «Типичный абитуриент» по уровню, глубине и качеству студенческих эссе становится полноценным зеркалом российской системы высшего образования, – подчеркнула Наталья Тюрина.

Исследование проводится ежегодно на протяжении пяти лет. Оставить отзыв на портале «Табитуриент» может каждый студент, выпускник, преподаватель и научный сотрудник вуза. В конце календарного года эти тексты подвергают экспертному анализу, а после презентуют общественности.

Уже четыре года подряд эксперты наблюдают значительное сокращение количества положительных отзывов. Каждый раз их численность уменьшается практически на пять процентных единиц. Наибольшее количество нареканий получают педагогические и медицинские вузы – 66.1% и 50.9%. Однако, в университетах по этим направлениям наблюдаются и позитивные изменения. Несмотря на то, что количество негативных комментариев о них по сравнению с другими вузами по-прежнему велико, количество положительных отзывов становится больше.

Всего было проанализировано почти две тысячи отзывов. Отмечается, что их содержание стало качественнее и объемнее. Многие студенты, понимая, что их материалы будут размещены в открытом доступе, относятся к откликам более внимательно и стараются взглянуть на проблемы вуза аналитически. Необходимо понимать, что отзывы не считаются объективной экспертной оценкой, но являются качественным показателем внутреннего устройства университетов.

– В этом году у нас нововведение – мы начали собирать статистику правдивости отзывов, – отметил руководитель проекта «Табитуриент» Владислав Белый. – Начали только в декабре 2019, но в процессе уже успели принять участие более 66 тысяч человек.

Каждый отзыв маркирован цветом, в зависимости от его содержания: зеленый (положительный), желтый (нейтральный) или красный (негативный). Помимо этого, разработчики добавили кнопки «Верю – не верю», с помощью которых гости сайта могут выразить согласие или несогласие с написанным. Таким образом, на сайте можно не только прочесть отзыв о том или ином университете, но и оценить, насколько он правдив.

Наталья Тюрина отметила, что содержание студенческих текстов часто зависит от сезонов. Например, с января по апрель появляется большое количество положительных отзывов. Это можно объяснить по-разному. Некоторые студенты в корне не согласны с опубликованными результатами исследования, других попросили руководители, измеряющие качество образования вуза исключительно его положением в рейтинге, третьи – никак не связанные с исследованием – просто делятся своим мнением. Безусловно, эти отзывы также достойны доверия. Есть и другие маркеры:

– Если мы хотим посмотреть более реальную картину, имеет смысл почитать, например, июньские отзывы. Отзывы, оставленные после приемной кампании или заселения в общежития. Ещё очень интересен осенний период – сентябрь, октябрь. Это, видимо, связано с тем, что часть студентов заканчивают обучение и все, что не могли сказать администрации университета на протяжении 4-5 лет, они говорят, – рассказала Наталья Тюрина.

Что же беспокоит студентов? Общие для подавляющего большинства учащихся проблемы эксперты разобрали на примере вузов, получивших в этом году красную метку.

1. Реорганизация

Больше всего беспокойств вызывает процесс реорганизация учебного процесса, например, после присоединения университетов к программе «5-100». Желание создать конкурентоспособное в мире высшее образование требует серьезных изменений на различных уровнях. Изменение программы, обновление преподавательского состава и новые требования к нему, формирование иных внутриуниверситетских структур. Даже при тщательном контроле ситуации, столь глобальные изменения отражаются на студентах и преподавателях. Однако обобщать и подводить черту под всеми вузами, участвующими в программе, все же не стоит.

– Если рассмотреть отзывы об ИТМО за 2019 год, можно заметить, что студенты оценивают университет нейтрально, отмечают плюсы и минусы. А вот преподаватели и молодые ученые настойчиво говорят, что новые правила лежат вне поля их понимания, – прокомментировала Наталья Тюрина.

2. Общежитие

Не все высшие учебные заведения готовы принимать большое количество студентов из других городов и регионов. Из-за этого часто возникают проблемы с общежитиями – мест хватает не всем. Проблемы иного характера возникают с расселением зарубежных студентов. Принципы распределения молодых людей по комнатам не всегда оправдывают ожидания. Вместе могут поселить студентов из разных стран. В действительности, это не вызывает катастрофических последствий, но нельзя забывать о столкновении различных культур.

– Одна девочка рассказывает, что живет с представительницей африканской страны и представительницей исламского мира. Она, приехавшая учиться в Москву из российского региона, оказывается в сложной ситуации, когда у неё в комнате пять раз в день ведется намаз, а африканская подруга жарит на кухне насекомых. В ее привычный мир ни одно, ни другое не ложится. «А мне-то куда деться?» – спрашивает она, – рассказала Наталья Тюрина.

3. Иностранный язык

2/3 студентов, оставивших отзывы на сайте, отмечают, что уровень языка, с которым они поступили в университет, к четвертому курсу изменился в худшую сторону. Второй язык в крупных международных образовательных центрах, чаще всего, является платным. По мнению учащихся, качество его преподавания не соответствует норме.

– Уровень отказов, неудовлетворение занятиями, вопросы «за что я плачу деньги?». Эти моменты, относящиеся к качеству преподавания, очень остро озвучиваются ребятами, – отметила Наталья Тюрина.

Иностранные студенты, в свою очередь, отмечают, что некоторые университеты не обеспечивают им должную программу обучения на английском языке. Ребятам приходится отчисляться или переводиться, т.к. преподавание ведется только на русском.

4. Платное обучение

Одной из самых ярких тенденций приемной кампании-2019 стал высокий конкурс на внебюджетные места. Многие ребята с высокими баллами ЕГЭ вынуждены платить за обучение из-за недостаточного количества бюджетных мест, плохо сданного вступительного испытания, общего количества абитуриентов, поступающих на эту же специальность и других причин. Некоторые после разочаровываются в собственном выборе, заявляя, что образовательные программы не стоят тех денег, которые они платят.

– Когда молодой человек говорит, что он собрал деньги, приехал учиться в Москву, принес эти – немаленькие для семьи – деньги, чтобы поступить, а потом качество образования начинает вызывать у него – даже не у родителей – определенные вопросы, это показатель, – подчеркнула Наталья Тюрина.

В основном вопросы у студентов вызывают заявленные изначально, но отсутствующие в учебном плане программы, работа деканата, система информирования о мероприятиях и изменениях, дисциплина некоторых преподавателей.

Говоря о положительных сторонах обучения в университете, студенты часто отмечают ярких преподавателей, интересные методики ведения занятий и улучшающиеся в целом условия получения образования. Возвращаясь к проблеме педагогических и медицинских вузов, стоит отметить, что проблемы их студентов не отличаются от большинства, но решаются пока менее успешно.

После презентации и результатов исследования, экспертов попросили дать совет руководству университетов.

– От одного из ректоров я услышал такую фразу: «Студенты обнаглели, многого хотят, поэтому и растет недовольство». Мне бы хотелось посоветовать вузам не искать проблему в своих студентах, а искать проблему в себе, начать прислушиваться к их мнению. Ведь это те люди, для которых вузы и работают, – подвел итог руководитель проекта «Табитуриент» Владислав Белый.

Фото из архива "УГ"