​Исследование проводилось в восьми населенных пунктах Севера. Пять из них находятся в Карелии: Петрозаводск, Кемь, Костомукша, поселки Видлица и Рабочеостровский, еще три в — Мурманской области: Апатиты, Оленегорск, Умба. Исследование опубликовано в "Якутском медицинском журнале". 

В рамках проекта исследователи изучили параметры сна и дневной сонливости у детей в возрасте 7-12 лет, проживающих в Арктической зоне России. По итогам исследования выяснилось, что существует задержка времени отхода ко сну для большинства детей. По самоопросникам выявлены пробуждения среди ночи практически у половины детей, а у 43,3% обследуемых в легкой или умеренной степени выражена бессонница. 

"Нами показано, что возраст ребенка оказывает влияние на уровень дневной сонливости. Следовательно, дети старшего возраста должны спать больше, чем дети младшего возраста, чтобы достичь того же уровня внимательности и когнитивных способностей. Таким образом, дети компенсируют недосыпание в течение следующего дня за счет дневного сна" – резюмируют ученые. 

Екатерина Бойко, психолог, директор Семейного центра "Вереск" из Петрозаводска, обращает внимание на то, что опубликованный материал представляет результаты исследования детей именно Севера России. "Не совсем понятно, как обстоят дела в других регионах, присуще ли такое явление детям всего мира (хотя приводятся данные по США, Аргентине, Китае и Италии, в которых наблюдается похожая ситуация), влияет ли место жительства на предмет исследования", – отмечает она. 

Эксперт пояснила, что сон играет важную роль в процессах метаболизма, способствует переработке и хранению информации, восстанавливает иммунитет и защитные силы организма. Поэтому качество сна, его продолжительность должны соответствовать установленным нормативам для того или иного возраста. В настоящее время существует множество рекомендаций по нормализации сна, которые можно найти в Интернете. Главное, рекомендует Екатерина Бойко, проверить качество информации – отнестись более внимательно к источнику сведений и доверять проверенным медицинским или психологическим интернет-ресурсам. 

Петрозаводские школьники рассказали "Учительской газете" о своем качестве сна. Третьеклассник Алексей поделился: "Я часто просыпаюсь ночью, если знаю, что на следующий день контрольная в школе. Иногда просыпаюсь за час-полтора до того времени, как мама разбудит. Лежу и не могу заснуть, но днем я не сплю – у меня уроки, занятия музыкой и прогулки. Конечно, есть телефон. Родители стараются контролировать, чтобы я в нем не сидел, но у них это не всегда получается".

Шестиклассницы Светлана и Софья отметили, что во время летних каникул спится лучше всего. "Меня часто будит младшая сестра, ей три года, она всегда просыпается рано и начинает шумно играть. Спать я очень люблю, но утром на рабочей неделе рано поднимаюсь еще и потому, что живу далеко от школы", – говорит София. Светлана жалуется на неважный сон из-за того, что до позднего вечера – 22-23 часов делает уроки, а потом подолгу не может заснуть. "Под глазами появляются синяки, весь день кажется, что могу заснуть прям на уроке", – сетует девочка.

Ученик седьмого класса Александр, напротив, на проблемы со сном не жалуется: "Ложусь и тут же засыпаю. Помогают силовые тренировки. Школа моя находится в пяти остановках от дома. В гимназию я еду на троллейбусе или маршрутке, а обратно возвращаюсь пешком. У меня есть фитнес-браслет. Как правило, в день делаю не меньше десяти тысяч шагов. Когда позволяет погода, езжу на велосипеде. Это все помогает мне хорошо спать. Правда, утром иногда вставать тяжело". 

– Я бы остановилась на одном важном обстоятельстве, присущем современности – переизбытку информации, к которой человек получает доступ в течение дня. Информация буквально потоком поступает к человеку через гаджеты, – отмечает психолог Екатерина Бойко. – Дети указанного в статье возраста чаще всего уже имеют мобильные устройства, часто с безлимитным доступом в интернет, с неподключенным родительским контролем, который хоть как-то может оградить ребенка от вредной информации. Таким образом, помимо высоких физических и интеллектуальных нагрузок, ребенок в течение дня погружен в поток информации, которая по содержанию и объему не соответствует его возрасту. 

По мнению Екатерины Бойко, в такой ситуации ребенок 7-12 лет не способен переварить и адекватно понять информацию, что может приводить к росту тревоги, появлению страхов. В свою очередь высокая тревога, страхи могут способствовать нарушению процесса засыпания, ночного сна. 

– Одной из важнейших функций сна является переработка, полученной в течение дня информации. При информационной интоксикации – переизбытке несоответствующем возрасту содержании информации – это процесс может быть деформирован, что сказывается на ухудшении качества сна, в том числе может способствовать ночным пробуждениям, – резюмирует психолог. 

Между тем, Тилл Реннеберг (Till Rоenneberg), профессор Института медицинской психологии в Мюнхене, опросив через интернет 25 тысяч человек разного возраста, выяснил, что в подростковый период часы подъема отодвигаются. Дети, которых еще пару лет назад невозможно было удержать в постели, с трудом встают к позднему завтраку. Исследователь отмечает, что поздние пробуждения многим из нас становятся особенно милы примерно к 20 годам. А затем с возрастом "совы" снова превращаются в прежних "жаворонков". 

Читайте также: 

Жители карельского поселка пожаловались детскому омбудсмену на чрезмерную загруженность школьников http://www.ug.ru/news/27130.

Фото автора