На примере из жизни

«Урок химии — это познавательная деятельность, и главная задача учителя — научить ребенка самостоятельно мыслить», — уверена учитель химии московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Екатерина Плыгунова. И пусть для детей самое увлекательное – это всегда практика, но сначала должна быть теория. Не иначе. Если не понимать химических законов, можно в лучшем случае зря потратить реактивы. Так что, на этапе теории учителю нужно постараться: при виде формул и громоздких определений глаза ученика нередко гаснут, а интерес пропадает.

На самом деле к каждому непонятному химическому термину всегда можно подыскать понятный аналог из жизни, как это, например, делают на уроках химии в московской школе №2065. Скажем, электроотрицательность – термин сложный, фундаментальный, а дети с учителем подыскивают синонимичное ему понятие – например, «жадность». Получается, слева направо по периоду «жадность» увеличивается. Самая маленькая «жадность» у цезия: этот элемент помогает смартфонам делать фото в полумраке; минимум света хватит, чтобы из неслыханно щедрого цезия «выбить» электроны. Цезий — это случай предельной «щедрости», а случай предельной «жадности» — это фтор. Помните, как у Чуковского в «Путанице» лисички «море синее зажгли»? Оказывается, это вполне реально, если… в воде будет много фтора. Этот элемент находится в правом верхнем углу таблицы Менделеева, он настолько «жадный», что даже отнимает электроны у воды.

В школьном курсе химии полезно проводить как можно больше параллелей с реальной жизнью и рассказывать, где химические элементы встречаются в быту. Например, тесто разрыхляется за счет выделения газа, так как при нагревании питьевая сода разлагается. Да и кто, как не химик, может рассказать о том, что такое ГМО и как читать информацию на продуктовых этикетках?

Учитель химии московской школы №1368 Анна Пушина считает, что детям важно показать связь химии не только с повседневной жизнью, но и с вещами, которые они уже изучали на других предметах, скажем, на биологии с 5 класса, на географии – с 6-го, на физике – с 7-го: «Первые месяцы вводного курса мы обращаемся к смежным дисциплинам. И у детей создается впечатление, что они рассуждают о знакомых вещах, но на другом уровне, и не возникает отчуждения, испуга».


Опыты, опыты, опыты…

Самое интересное на уроках химии — опыты. Это магия, которую ученики ждут уже в начальной школе, это то, с чем ассоциируется слово «химия» у малышей, то, что обычно показывают в фильмах «про школу». Несмотря на то, что правила техники безопасности бывают беспощадны к интересным экспериментам, учителя стараются проводить химическую практику часто. С ее помощью школьники разбираются в теме и начинают понимать предмет.

Наталья Вдовина, учитель химии московской школы №1354 «Вектор», считает, что старшеклассникам, особенно в профильных классах, на уроке важно увидеть реакцию, подтверждающую свойства веществ. Так школьники лучше запоминают признаки веществ, которые они увидели. Впрочем, даже самые яркие эксперименты могут постепенно наскучить, если они будут частым элементом урока. Чтобы этого не произошло, не стоит превращать эксперимент в главный способ заинтересовать школьников. Стоит помнить и о других волшебных педагогических средствах, «вплетенных» в химический контекст.


В игровой форме

- На уроках с семиклассниками лучше использовать игровые формы, — уверена Наталья Вдовина. — Они, например, очень любят собирать молекулы сложных веществ из трехмерных моделей атомов. Так они на практике применяют полученные знания о валентных связях. Возникает диалог с учителем об устойчивости соединений, о том, какими свойствами гипотетически может обладать вещество, которое они придумали. Все это способствует возникновению мотивации детей к изучению предмета химии.

- Когда я использую игровую форму урока, — рассказывает Екатерина Плыгунова, — ребята перевоплощаются в атомы, а их руки — в ионные связи. Дети буквально через свое тело понимают, почему правильная формула соединения – Al2O3, а не AlО.

А на уроках химии в школе №1354 кроме моделей молекул собирают еще и… химический пасьянс: создают отдельные карточки для каждого элемента с его названием, происхождением названия, массой, символом и раскладывают их по возрастанию атомных масс; через 8 элементов появляется элемент с такими же свойствами, как у первого, и одна карточка помещается под другую… В итоге появляются столбики с металлами, неметаллами, амфотерными элементами, как в таблице Менделеева.


Мультимедиа и оборудование

Погружению в химию помогают и новые технологии. С их помощью дети наглядно могут увидеть многие химические процессы, которые трудно или невозможно повторить на уроке в школе. Уже сегодня на портале Московской электронной школы можно найти множество видео с такими экспериментами.

- Нас окружает информационная среда, важно правильно управлять ею, — уверена Екатерина Плыгунова. — Детям интересно работать с МЭШ на интерактивной доске и на гаджетах, где они выполняют задания, а учитель сразу видит результат.

Не отстают здесь и VR-технологии – для старшеклассников создана целая серия зрелищных виртуальных уроков по химии.

Педагоги осваивают инструменты мультимедиа, а дети со школьной скамьи учатся работать с профессиональным химическим оборудованием. Так, на уроках химии в московской школе №2120 проводят фотометрию, pH-метрию, измеряют электропроводность, делают пробы воды – проверяют ее пригодность, скажем, для аквариумных рыб. Дети используют датчики, делают раствор вручную, изучают его, а еще могут одним нажатием кнопки экспортировать информацию в массив данных… Так химия из сложной науки становится доступной и интересной.


Лабораторная для всех

Кроме учебной программы, у школьников в этом году был шанс познакомиться с увлекательной химией в рамках образовательно-просветительской акции Mendeleev Lab, посвященной 150-летию открытия Периодического закона химических элементов. В октябре 2019 года участники акции писали Химическую лабораторную. Некоторые вопросы теста оказались настолько каверзными, что заставили школьников хорошенько задуматься. Пройти лабораторную онлайн можно и сейчас – причем, это может сделать любой желающий.

Кстати, школьники – участники акции весьма неплохо справились с вопросами лабораторной. Одна из причин – в том, что современные подростки меньше подвержены научным мифам: они, например, точно знают, что нервные клетки восстанавливаются, а в подсолнечном масле нет холестерина.

- Химия, конечно, сложная наука, — констатирует Екатерина Плыгунова, — но легко дастся тем, кто поймает ее логику. Изучение химии формирует логическое мышление. А это и есть основная цель обучения.


Читайте также:

«Когда знание – сила». Очерк Веры Костровой о призере Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учителе химии саратовского лицея №2 Веронике Романовой http://ug.ru/archive/81505


Фото из архива школы №2065 и Открытой лабораторной