ЕГЭ выявил низкий уровень практической грамотности учеников

– Оксана Александровна, в этом году на тысячу снизилось количество выпускников, получивших сто баллов по русскому языку, почему это произошло?

– Число стобалльников изменяется по годам и определяется в значительной степени характеристиками конкретной когорты ребят, которые принимали участие в экзамене. В целом доля выпускников с высокими результатами стабильна и составляет примерно четверть от общего числа, и эта тенденция из года в год одна и та же. Исключительно другие ребята пришли. Они имеют право написать что-то лучше или хуже.

– Какие ошибки чаще всего ребята допускают? На что стоит обратить внимание нынешним выпускникам?

– Заметен невысокий уровень практической грамотности. Правило знакомо, его понимание есть, но на письме в должной степени не используется. То есть, в произвольном письме наблюдается отхождение от правила и непонимание, что именно оно здесь работает. Прослеживаются затруднения в смысловом анализе текста, на основе которого, например, потом пишется сочинение. Эту тенденцию мы тоже фиксируем на протяжении нескольких лет. На сайте ФИПИ мы ежегодно публикуем методические рекомендации в первую очередь для учителей, которые основаны на типичных затруднениях. Я говорю «типичных», потому что в каждом регионе они могут немного отличаться. При подготовке к экзамену необходимо, помимо совершенствования правописных навыков, все-таки проводить орфографический анализ слова, пунктуационный анализ предложения. От этих элементов владения русским языком зависит и грамотность написания.

– В прошлом году в КИМ ЕГЭ по русскому языку изменилось последнее задание (отказ от опоры на литературный материал). Как это повлияло на результаты работ?

– Ребята успели сориентироваться, и это изменение практически не повлияло на результаты. Мы отказались от оценивания примеров-иллюстраций с опорой на литературный материал, и фокус сместился непосредственно на анализ незнакомого текста, который попадается ученику на экзамене. Теперь это задание выявляет уровень овладения смысловым чтением, нужным метапредметным аспектом, который связан с критическим мышлением. Все выпускники оказываются в абсолютно одинаковой ситуации, не используют домашние заготовки, а работают с незнакомым текстом и критически его оценивают: выявляют проблематику и строят аргументацию исключительно на незнакомом тексте. И как показали результаты этого года, большинство участников экзамена справились с этим заданием. Но мы понимаем, что есть проблемы. Если было значительное количество участников, которые справились с этим заданием, были и те, кто испытал затруднения. Это говорит о том, что школе стоит больше внимания уделять совершенствованию умения рассуждать в незнакомой ситуации и при этом делать это не только на уроках русского языка и литературы.



«Подготовка» провоцирует шаблоны в сочинениях?

– Какие существуют сходства и отличия между итоговым сочинением и 27-м заданием из ЕГЭ по русскому языку? В написании и подготовке, например.

– Во-первых, мы не используем слово «подготовка». Все задания государственного экзамена и предварительных испытаний нужны для жизни. Подготовка к ним приравнивается к получению образования в целом и не может осуществляться только накануне перед экзаменом. И ЕГЭ по русскому языку, и итоговое сочинение выявляют речевую культуру, умение создавать связный текст, который соответствует поставленной задаче. Но если в 27-ом задании КИМ ЕГЭ необходимо отнестись к авторскому тексту, сформулировать проблему и свое отношение к ней, то итоговое сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку общей культуры и общих речевых компетенций. В итоговом сочинении необходимо создать свой текст, но при этом опираться стоит на собственный читательский опыт. Это совершенно другая логика построения рассуждения. Принципиальные условия написания итогового сочинения – это объем – до 250 слов ставится «незачет» – и самостоятельность рассуждений. Не должно быть клише и фрагментов чужих текстов.

– Какие произведения чаще всего используют школьники для аргументации? Использование зарубежных литературных произведений не вызовет возражений?

– Мы ежегодно проводим перепроверку и анализ некоторых сочинений. Аргументы 15% перепроверенных сочинений построены именно на зарубежной литературе. Большинство работ базируется на изученных программных произведениях по литературе. Ни то, ни другое никак не порицается. Ученик вправе использовать в качестве аргумента любой литературный материал, который ему нравится и соответствует поставленной тематике. Оценивается умение привлечь этот литературный материал, а не выбор произведений, привлекаемых для аргументации.

– По результатам прошлогоднего итогового сочинения эксперты отметили тенденцию к употреблению необоснованных повторов и штампов. Но зачастую в школах учат именно этому, а самостоятельные рассуждения ученика, скажем так, не находят положительного отклика. Как быть в такой ситуации?

– Это происходит из-за неискоренимого пока желания ко всему подготовить. Сочинения в разных жанрах начинают писать еще в начальной школе. Это известный формат обучения, который «живет» с учениками на протяжении всего школьного пути. Стремление подготовить и провоцирует создание клише и шаблонов. Во всех методических рекомендациях и на всех мероприятиях ФИПИ постоянно говорит, что это недопустимая ситуация. Текст должен быть самостоятельным, свободным. Он может быть построен исключительно на опыте самого участника, и мы не поощряем шаблонизацию. Возможно, этому способствует и заблаговременное объявление открытых направлений. Когда направления известны, а темы им соответствуют, то учителя пытаются помочь своим ученикам и подсказывают им возможные пути рассуждения, уже задавая какие-то рамки. Это неправильно.

– Учитывают ли вузы итоговое сочинение при поступлении или это только допуск к ЕГЭ? 

– По действующим нормативным документам, вузы сами принимают решение о зачете итогового сочинения в качестве индивидуального достижения. Но если такое решение принято, как правило, университет самостоятельно проводит его проверку. Например, так делают МГУ и ВШЭ. Для подобных случаев, у нас есть рекомендуемые критерии, которые вузы могут использовать. Но они вправе построить свою критериальную систему. Другой вопрос, что на своих сайтах они обязаны ее опубликовать, чтобы абитуриенты знали, как их будут оценивать при поступлении.

– До итогового сочинения остались считанные недели – что можно подтянуть за это время?

– Необходимо еще раз ознакомиться с критериями оценивания и методическими материалами к подготовке, они уже давно опубликованы на сайте ФИПИ в разделе «Итоговое сочинение». А главное, стоит прочесть интересные для себя книги. Открытые направления строятся вокруг постоянных жизненных ценностей человека. Нужно читать и размышлять над прочитанным. Это единственная рекомендация для подготовки к итоговому сочинению. 



Ключ к успеху на собеседовании
– в свободном разговоре со взрослыми

– Для девятиклассников допуском к ОГЭ теперь является итоговое собеседование. Каковы его результаты? Ждать ли изменений в этом году?

– В 2019 году оно состоялось впервые, и порядка 97% участников получили "зачет". Собеседование проводится непосредственно в своих школах. Прохождение этой процедуры достаточно спокойное для девятиклассников. На основе анализа результатов, которые мы получили в этом году, уточнены некоторые критерии. Например, указание во втором задании на подробность пересказа. Раньше этого уточнения не было, и возникали вопросы. Мы реагируем на запросы, которые приходят от учителей и экспертов, и касаются сложных для трактовки моментов, уточняем их. Существенных изменений в этом году мы не вносим.

– Какие проблемы в основном возникали у ребят во время собеседования?

– Когда собеседование только входило в круг процедур оценки качества образования, звучали упреки в том, что мы используем слишком примитивные задания для таких взрослых ребят. Например, пересказ текста. Но практика показывает, что многие девятиклассники испытывают затруднения. Хотя пересказ – это самая распространенная форма проверки, постоянно использующаяся в учебном процессе. Среди распространенных ошибок фиксируем низкий уровень речевой грамотности – речевые ошибки, повторы, трудности в составлении связного текста в монологе. Иногда можно заметить бедность и неточность словаря или повтор синтаксических конструкций. Одно и то же повторяется из предложения в предложение. Важно понимать, что итоговое собеседование проводится на рубеже основной школы, и дальше в процессе обучения в старшей школе есть возможность обратить на эти проблемы особое внимание. И самое главное – это задача не только учителя русского языка и литературы. Это задача всех учителей – предметников, которые работают с ребятами. Ведь наши дети говорят на любом предмете: отвечают на вопросы по физике, химии, рассказывают на истории. И если каждый педагог будет обращать внимание хотя бы на связность устного ответа, то и это будет работать на подготовку.

– Есть ли особые условия, требования для ребят, у которых русский язык не является родным?

– Мы два года работали над созданием модели и смыслового содержания собеседования. Отрабатывали все нюансы, в том числе и его проведение для ребят, у которых русский язык не является родным. С нами сотрудничали многие регионы, республики. Но в итоге апробаций для таких ребят собеседование проходит в точно таком же формате, что и для детей с родным русским. Это принципиально важно. Нет никаких особых условий и требований. Все дальнейшее образование – СПО, старшая школа, высшее образование – проходит на русском языке. Всем школьникам необходимо его знать. Задания, включенные в материалы для итогового собеседования, посильны для всех школьников.

– Есть ли универсальные способы подготовки к этому испытанию?

– Еще более нет, чем к остальным экзаменам. Все задания собеседования предполагают абсолютно естественную для нас речевую деятельность. Пересказать прочитанное, ответить на вопросы, чтобы ответы были понятны собеседнику, построить монологическое высказывание на какую-то тему. Это же абсолютно естественные сюжеты. Готовиться к ним бессмысленно. Другой вопрос, что для школы и родителей это важный акцент. С детьми нужно разговаривать на любые интересные темы. Хорошо, когда в семье родители и дети обсуждают просмотренные фильмы, прочитанные книги. А на уроках в школе используются устные формы познавательной деятельности.

– Мы заботимся об устной речи девятиклассников, но допуск к ЕГЭ снова проходит только в письменном формате. Почему? Стоит ли ввести устное испытание и для одиннадцатиклассников?

– Человек, владеющий письменной речью в совершенстве, также прекрасно выражает свои мысли устно. Это установленный факт. Поэтому нет необходимости вводить какие-то дополнительные испытания для одиннадцатиклассников. Наш анализ показывает, что по другим учебным предметам устная процедура никакой дополнительной информации об уровне подготовки не даст. Исключением, конечно, является устная часть по иностранному языку. Там результатом обучения является умение свободно говорить. Поэтому это и проверяется в формате устной части. Во всех остальных предметах сейчас нет смысла для введения устных форматов. К тому же, это организационно сложная процедура, которая может создать дополнительную нагрузку для одиннадцатиклассников. Цель должна оправдывать средства.

– Какие в перспективе могут появиться изменения в итоговых испытаниях по русскому языку? Возможно, связанные с цифровизацией и индивидуализацией…

– Потенциально экзамен может проводиться в компьютерной форме. Это позволит конструировать задания на основе аудиовизуальных материалов: популярных лекций ученых, научно-популярных фильмах, изображениях и образах. Поэтому будущее экзамена мы связываем именно с развитием компьютерных технологий. Уже сейчас все варианты индивидуализированы и собираются при помощи аппаратно-программного комплекса. Если говорить о формате передачи данных, цифровые технологии в будущем позволят в короткие сроки доставлять экзаменационные материалы до конечного пункта проведения экзамена. Это уже не тема содержания экзамена, а вопрос технологий. Идей у нас и у коллег, занимающихся технологиями, много, но реализация зависит от совокупности условий. В том числе от технологической готовности в каждом субъекте РФ. Ведь ядро экзаменационной системы – это предоставление всем равных возможностей. И пока мы не убедимся, что условия для равных возможностей обеспечиваются везде, радикальных изменений не будет. А пока все изменения вносятся деликатно и постепенно.


Фото пресс-службы Федерального института педагогических измерений