Все это похоже на кафкин «Процесс». Мы тут все (и ученики, и родители) сразу виноваты, и в конце должны получить заслуженное наказание. Нет, никто вам этого прямо не скажет, и вообще директор готова общаться с учениками и разруливать любой конфликт… Но то, что происходит в школе, меня, мягко говоря, удивляет и даже пугает. Чему же на самом деле «учат в школе»?


Урок первый. План превыше всего! 

Надо обязательно выполнить учебный план. Нам все равно, что ты знал до этого. Нам все равно, сколько ты болел в этой четверти — изволь выполнить план.

В чем это выражается. Я захожу в паблик группы и вижу призыв: «У кого есть долги, берите письменное задание!». Простите, какие долги? Кто кому задолжал? Несчастный пятиклашка, который болел две недели, честно сделал всю домашку, но должен еще немного попахать, потому что его не было на занятии. То, что он разобрался с домашкой сам, конечно не в счет.

Ребенку, проболевшему полчетверти, говорят зловещее слово «неаттестация», не давая даже намека на то, почему так произошло, почему учитель ему выставил мало оценок и что можно сделать, чтобы получить оценку за четверть. Есть, конечно, учителя, которые не употребляют это слово, а просто говорят, что у тебя мало оценок, вот тебе, деточка, задание, сделай, я поставлю тебе четвертную оценку. Но есть и замечательные деятели педагогического искусства, которые просто ставят перед фактом: «У тебя неаттестация, будешь ходить на каникулах заниматься». Вы серьезно, дамы и господа? У ребенка с ослабленным здоровьем вы отнимаете еще и право на отдых, потому что он не выполнил ваши планы? А расскажите для начала, как так получилось, что по одним предметам у ребенка за полчетверти мало оценок, а по другим достаточно? Вы уверены, что это вина сугубо ребенка?


Урок второй. Неважно, что ты уже знаешь! 

Да, тут снова про план. У нас в школе сложная ситуация с преподаванием английского языка: на 400 учеников всего 2 учителя. Класс не поделили на группы, урок иностранного проходит в группе из 24 человек. Это же профанация обучения языку! Добавьте к этому еще вот что: учитель, зная, что в школе собрались очень разные дети, не провел входное тестирование. То есть у него дети, учившиеся в сельских школах без английского изучают то же, что бывшие гимназисты, которые за 3-4 года как-то успели выучить алфавит и поднабрать запас слов. В общем, дети с уровнем языка повыше 3 часа в неделю ходят на бесполезный для них урок, выполняют скучнейшие задания и теряют мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Я понимаю, что ситуация сложная, что педагогов больше не станет в ближайшее время. Но можно же посмотреть на эту проблему творчески. Дайте тем, кто посильней, задание поинтереснее: сделать наглядное пособие, придумать сценку и т.д. Сильные будут пользоваться языком (на своем уровне), слабые за ними потянутся. И всем будет польза.


Урок третий. Внезапное нанесение всеобщей пользы 

Понятно, что первоочередная забота любого директора и завуча – это, чтобы ученики дожили до конца года. Поэтому давайте проводить мероприятия по повышению безопасности. Например, сделаем кружок юных инспекторов дорожного движения и с утра поставим их инспектировать рюкзаки однокашников на предмет светоотражающих элементов. Этот процесс и на фото выглядел неприятно, представляю, каково было школьникам, у которых с утра проверяли их личную вещь (между прочим!). Мысль-то понятная и благородная: улучшить видимость школьников на дороге в темное время суток. Но можно же было сделать это по-другому: например, скинуться на эти светоотражатели, например, по 50 рублей. Закупить оптом и поставить тех же пятиклашек, юных инспекторов, на вход, дарить эти светоотражатели своим школьным товарищам. Цель все та же. Но чувствуете, как поменялись эмоции?


Урок третий. Рейды и… облавы

Простите, про облавы просто вырвалось... Но когда я вижу в школьном паблике слово «рейд», я представляю криминальную хронику и судебных приставов, которые ходят и выковыривают несчастных должников из своих нор. В начале года нам обещали рейды по проверке дресс-кода у учеников. Но вроде как-то обошлось, не было ничего такого. Я и успокоилась.

Но тут внезапный удар нанесла… библиотека. Библиотекари в нашей школе вообще люди энергичные и внезапные. Могут прийти на перемене и закатить скандал из-за того, что у половины класса не обернуты учебники. Ну, во-первых, вы еще обложки для современных учебников поищите. Они же все какого-то внезапного формата. Во-вторых, опять же, информацию можно донести по-другому. Например, прийти в класс и объяснить: ребята, каждый учебник стоит вот столько, как бы нам вместе сохранить каждую книгу? Как минимум на 5 лет? Вы же не хотите, чтобы ваши родители возмещали стоимость испорченного учебника? Оберните их, пожалуйста, в обложки. Так и вам будет проще их сохранить и тем, кто будет учиться по этим учебникам в следующем году, будет приятно с ними работать. Но нет – скандал, видимо, лучше.


Послание школьникам от школы

В этом безумии (да, я считаю это безумием!) я слышу несколько посланий: 

— Ты никогда не будешь достаточно хорош. Как только ты станешь хорошим, мы придумаем еще какое-нибудь требование, рейд, проверку и т.д. И еще посмотрим, пройдешь ли ты это испытание.

— Нас не интересует твое состояние здоровья, твои знания и твои способности к запоминанию. У нас есть план – выполняй! Не выполнишь, мы лишим тебя отдыха. Да-да, отдых надо еще заслужить! Привет-привет, психосоматика и ранний ревматоидный артрит, вы же знаете, как надо заслуживать отдых? Подсказка: героически.

— Бойся нас! Мы здесь устанавливаем правила.


Послание мамы учителям и администрации школы

Что я по этому поводу думаю? Дорогие учителя, завучи, директора школ! Я понимаю, что у многих из вас очень непростое положение. Я часто объясняю своему ребенку, что принимать близко к сердцу крик учителя не стоит. Я как-то рассказала ему, что педагогу нужно делать помимо ведения уроков. Мой ребенок сильно удивился и сказал: «Я бы так и дня не продержался». Но понимаете, ученики тоже не должны вывозить на себе ваши проблемы. И я теряюсь, я чувствую себя бессильной перед этой системой. Я понимаю, что бесполезно сейчас играть в Чацкого, произнося разоблачительные речи.

Что я могу сделать? Я попытаюсь сохранить здравый рассудок, спокойствие и дать поддержку своему ребенку. Он будет приходить домой расстроенный, а я буду каждый раз придумывать, как восстановить его уверенность в себе, его чувство собственного достоинства. Вот на это сил у меня хватит. И пусть хватит у каждого родителя…

Ну и пока я занимаюсь этим в своей семье, попробуйте уже что-то порешать системно, хотя бы в отдельно взятой школе. Услышьте, наконец, какие послания вы на самом деле несете своим ученикам. Услышьте себя и пожалейте, дайте отдых в первую очередь себе – насколько это возможно. Перестаньте творить вот это вот все на автомате и по привычке.

Знаете, на самом деле уже ни у кого не получится навязать нам что-то. В моем поколении уже модно и можно (!) ходить к психологу. Одобряемо быть в длительной терапии. И, да, многие из нас уже научились защищать свой мир, не залезая на баррикады. Может, отсюда и до сотрудничества между родителями и системой образования недалеко?

А еще я сегодня думала про патриотическое воспитание. Мне кажется, вот это оно и есть – видеть в любом человеке человека, а не функцию или социальную роль. Видеть потребности отдельного человека, а не планы, спущенные сверху. Уметь договариваться. Ну разве это не про мир во всем мире, который мы так давно и настойчиво хотели, а?


Об авторе:

Елена Грибова – мама 11-летнего школьника, редактор IT-издания


От редакции
Автор статьи просила не указывать населенный пункт, в школе которого учится ее ребенок. Мы уважаем эту просьбу. Кроме того, мы думаем, что в данном случае точное указание и не так важно – эта история могла быть рассказана любой неравнодушной мамой в любом регионе, потому что проблема, совершенно очевидно, системная. И, может быть, она не столько и не только про образование. А что думаете вы? Пишите в комментариях и/или на нашу почту uchitelskaya.gazeta@gmail.com. Эта тема стоит того, чтобы обсудить!