Недопедобразованные

Людмила Кольцова напомнила, что о проблеме подготовки филологов речь шла еще четыре года назад на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку.

"Важным является повышение качества подготовки филологов в наших вузах, где процесс ликвидации самостоятельных кафедр русского языка приобрёл поистине угрожающие масштабы", – заявил тогда советник при Президенте РФ по вопросам культуры Владимир Толстой.

По этому поводу президент даже дал отдельное поручение – учитывать при проведении мониторинга деятельности вузов "наличие самостоятельных кафедр русского языка и русской литературы в целях их сохранения".

Но, видимо, не помогло. "Хочу сказать, что этот процесс [ликвидации кафедр] близок к своему завершению, то есть к ликвидации классического филологического образования, по крайней мере в региональных вузах страны", – заявила Людмила Кольцова.

Противоречия в системе она продемонстрировала на конкретном примере. Так, на 2018–2019 годы и на 2020 год цифра приёма в магистратуру ВГУ – 6 бюджетных мест. Но, внимание, при этом группа магистров по определённым направлениям не может быть меньше 12 человек. Подобное происходит в течение трех лет.

"Мне очень хотелось бы знать: как принимаются такие решения?" – с учетом участия в заседании главы Минобрнауки России Михаила Котюкова этот вопрос Людмилы Кольцовой не был риторическим.

– Сокращается набор на филологические факультеты классических университетов, которые всегда отличались глубиной, фундаментальностью, широтой образования, и филологические факультеты университетов готовили учителей, – констатировала ученый. – Сейчас в рамках национального проекта "Образование" создаются центры профессионального мастерства. И кто будет повышать это самое профессиональное мастерство – тоже неясно.

Людмила Кольцова назвала неразумным решением для педагогических специальностей переход на бакалавриат и магистратуру: "В результате неполного четырёхлетнего образования мы получаем недопедобразование. И директора школ не хотят брать в школу этих недопедобразованных людей".

При этом в магистратуру, чтобы набрать необходимое количество студентов, принимаются люди без базового образования – физики, математики, военные.

– Возвращение специалитета в университетское образование и специальности, которая была у нас когда‑то, – филолог, преподаватель русского языка и литературы, – это насущная необходимость. Иначе некому будет выполнять две важнейшие задачи – обеспечить достойный уровень знаний, грамотности и действенную поддержку русской образовательной среды за рубежом, – заявила Людмила Кольцова. – Только московские и петербургские вузы не смогут выполнить эти задачи числом своим выпускников, потому что филологию в регионах, классическую филологию, нужно в буквальном смысле слова спасать.

Дефицит кадров – миф или реальность?

Несколькими выступлениями ранее писатель, публицист из Волгоградской области Борис Екимов, ссылаясь на свои справки, заявил о "постоянном дефиците учительских кадров, особенно русского языка и литературы", в частности, в сельских школах. Решают проблему с помощью внутреннего совместительства и работы на две ставки.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева назвала это утверждение мифом: "Меньше всего в школе нехватка учителей русского языка и литературы, больше всего – учителей математики, физики, информатики и английского языка. Словесники у нас сейчас есть в школе. Математики, физики, информатики, английского языка – это [те учителя], кого не хватает. Это тотальная нехватка", – заявила глава ведомства.

Михаил Котюков, в свою очередь, добавил, что "по педагогическим направлениям и по языкознанию ежегодно увеличивается общий приём".

– Сегодня обучается чуть больше 317 тысяч по педагогике и порядка 93 тысяч по языкознанию и литературе. Эти цифры ежегодно подрастают. Примерно каждый десятый, кто поступает на бюджетные места, поступает на педагогические специальности, – подтвердил он свои слова цифрами.

Однако регионы все же заявляют о нехватке кадров. Людмила Кольцова поддержала Бориса Екимова:

– Мы даже до такого состояния дожили, что у нас не просто в школах не хватает учителей русского языка и литературы и они работают на полторы, на две ставки, с непомерной нагрузкой, но мы уже не можем в вузы найти преподавателей русского языка. Увеличивается количество иностранцев, и у нас буквально нет преподавателей, которые могли бы этих иностранных студентов обучать на достаточно высоком уровне русскому языку.

"Что реально в жизни происходит"

Владимир Путин назвал неожиданностью слова Людмилы Кольцовой и попросил Михаила Котюкова прокомментировать, как при наборе 6 бюджетных мест в бакалавриат можно сформировать группу из 12 человек в магистратуру.

Министр пояснил, что набор зависит от конкурсного распределения бюджетных мест между вузами. Кроме того, по его словам, группа бакалавров формируется не только из бюджетных мест, но также за счёт тех, кто поступает платно или за счёт средств работодателей, то есть по целевому направлению.

– Михаил Михайлович, какие здесь работодатели по русскому языку? Кто там – муниципалитет, что ли? – перебил министра президент. – Что, муниципалитет, деревня или посёлок будет направлять? Я понимаю, крупный муниципалитет с миллионным населением, такие у нас тоже есть, а есть маленький – муниципалитет, и миллионный город – тоже муниципалитет. Чушь, конечно, но такое, к сожалению, у нас есть.

Михаил Котюков обратился к статистике за три года: "Сегодня за счёт средств бюджета обучается примерно 40 процентов абитуриентов, остальные – за счёт платных средств либо средств работодателя. Поэтому мы эти нормы учитываем при распределении контрольных цифр приёма". Он также заявил о важности последующего трудоустройства выпускников "по своему прямому направлению".

– Плохо, что вы основываетесь на голых статистических данных, не понимая, что происходит на земле, в жизни, – не оценил пояснение министра Владимир Путин, добавив, что правила нуждаются в коррективах.

По словам президента, в ситуации, когда одно правило противоречит другому, трудоустраиваться будет просто некому.

– Наведите порядок, посмотрите, что реально в жизни происходит. Конечно, я понимаю, федеральное министерство должно руководствоваться большими данными. Но надо всё‑таки смотреть, что происходит в реальной жизни, – обратился президент к министру.

Михаил Котюков сообщил, что изменения в эту методику уже прорабатываются с общественностью.

В Администрацию Президента с бакалавриатом не берут, а в школу?

Также Владимир Путин по следам выступления Людмилы Кольцовой поднял вопрос о возрождении специалитета по педагогическому направлению и спросил мнения Михаила Котюкова по этому поводу. Министр своего мнения не высказал, но сообщил, что и эта тема "обсуждается в профессиональном сообществе", и пояснил, как на практике решается вопрос.

– У нас по каждому направлению есть специализированное учебно-методическое объединение, которое <...> обсуждает вопрос соотношения: какой объём бакалавриата, какой объём специалитета и какой объём магистратуры по каждой программе должен быть. И мы каждый год с учётом обсуждений принимаем решение.

Сам президент считает, что разделение но бакалавриат и магистратуру вообще – "неплохой способ подготовки специалистов", возникший за рубежом "из потребностей экономики". Но эффективно ли это разделение для гуманитарных специальностей?

– Что это даёт? Бакалавриат преподаёт только в младших классах, что ли? А магистратура даёт право преподавать до 10‑го и 11‑го? В чём смысл? <...> Это просто голая схема модная? Или в этом есть какой‑то смысл – в сохранении этого порядка подготовки специалистов, в данном случае по русскому языку, бакалавриат и магистратура? Или действительно, как коллега говорит, возродить прежнюю систему, готовить, как готовили, пять лет, и всё, и давать полноценное образование, чтобы человек мог пойти и преподавать в школе? – задался вопросами глава государства.

Свое мнение высказала министр просвещения РФ Ольга Васильева: "На педагогические специальности, особенно гуманитарного цикла, нужно возвращать специалитет". Она обратила внимание на то, что в Администрацию Президента РФ с бакалавриатом берут не на все должности, не считая его за "в полном смысле законченное образование".

– Для школьных учителей всё-таки бакалавриата недостаточно. <...> Потому что бакалавру с русским языком и литературой, в общем‑то, найти место в школе очень сложно. И коллеги-учителя мне подскажут, что это так. Это незаконченное высшее в полном смысле слова, которое было в недавнем нашем прошлом, но тогда хоть давали справку, что незаконченное, и можно было идти дальше, – констатировала министр просвещения РФ.

Однако Михаил Котюков убежден, что за четыре года при современных технологиях можно "качественно готовить специалистов, которые смогут закрывать основной объём работы в школе".

– Это применимо к русскому языку или нет? Понимаете, об этом ведь речь. Могут ли специалисты в этой сфере сказать, что с помощью цифровизации мы можем дать человеку за четыре года такие знания, которые раньше он получал за пять, и это будет полноценный специалист? – вновь поставил закономерные вопросы Владимир Путин в завершение обсуждения.

Изменения грядут, но какие…

На следующий день, 6 ноября, в Минобрнауки России заявили, что разработают новые правила распределения контрольных цифр приема, которые начнут действовать уже в 2021-2022 учебном году.

"На данный момент ведутся работы по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема. В совершенствовании модели принимают участие федеральные органы исполнительной власти, различные ассоциации, а также ведущие вузы РФ", – цитирует ТАСС представителя пресс-службы ведомства.

Предполагается, что изменения дадут региональным вузам возможность увеличить контрольные цифры приема в предстоящих конкурсах. При этом новая модель будет нацелена "на обеспечение спроса субъектов РФ на рабочую силу, а не на потребности образовательных организаций, находящихся на территориях соответствующих регионов".

7 ноября в Совете Федерации провели круглый стол, посвященный состоянию и перспективам развития педагогического образования в стране.

"Основываясь на обращениях из регионов от ректоров вузов, к серьезной проблеме можно отнести обучение по педагогическим специальностям на уровне бакалавриата. <...> В связи с этим полагаю правильным рассмотреть вопрос о возвращении специалитета на педагогические специальности, особенно гуманитарного цикла. Также считаю недопустимым сокращение контрольных цифр приема на бюджетные места по педагогическим специальностям", — заявил зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

Замминистра просвещения РФ Виктор Басюк назвал первоочередной задачей сбалансировать потребность и систему подготовки педагогов. "Политика министерства заключается в том, чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу. Их должно быть не менее 70 процентов", — сообщил он.

Замглавы Минобрнауки России Марина Боровская отметила важность оказания органам власти регионов помощи в вопросах формирования перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к труду абитуриентов. Отдельное внимание она уделила совершенствованию механизмов целевого обучения.

В итоге участники круглого стола разработали проект рекомендаций в адрес Правительства РФ и профильных министерств.

Ждать ли возвращения специалитета в педагогические вузы? Ситуация станет яснее после публикации поручений по итогам заседания Совета по русскому языку. Мнение экспертов "Учительской газеты" по этому поводу читайте в новом номере 12 ноября.

При подготовке материала использована стенограмма, опубликованная на сайте Кремля
Фото сайтов visit-voronezh.ru, kremlin.ru, council.gov.ru