Всероссийский проект по сбору мусора «Школы и садики за раздельный сбор отходов» существует не первый год. В нем активно участвуют, например, ученики московской школы №2120: они приносят макулатуру, пластиковые бутылки с крышками, батарейки. Недавно школьники собрали 500 кг макулатуры, 19 кг крышек, 90 кг батареек. Благодаря акции школьники узнали, что одна батарейка загрязняет 27 квадратных метров почвы, а тонна макулатуры может спасти 10 деревьев от вырубки.

В рамках этого проекта в школах проходят экологические уроки. Так, в московской школе №1391 младшеклассникам рассказали, как раздельный сбор мусора влияет на окружающую среду и как правильно выбрасывать пластиковые бутылки: помыть (чтобы около контейнера и на перерабатывающем заводе не пахло), смять и лишь потом выбросить. Дети применили свои знания на практике, рассортировали по «цветным контейнерам» мусор из соседних дворов.

Экологическое образование коснулось в столице и самых маленьких. В дошкольном отделении школы №2120 родители с воспитателями создали клуб «Экологический десант», и теперь все вместе ходят на субботники в окрестные леса.

А дошколята московской школы №1368 изготовили из бросовых материалов (цветные целлофановые пакеты, медицинские перчатки, газеты, старый зонт, одноразовая скатерть, воздушные шарики, скотч, использованные бахилы, фольга, хлопчатобумажный канвас) маскарадные костюмы. В итоге на дефиле вышли черепашки-ниндзя, стиляги, изысканные парижанки, богатыри и даже невесты. В рамках дефиле ребята представили свою идею о том, как можно дать мусору «вторую жизнь».

Кроме того, московские школьники сегодня создают индивидуальные экопроекты. Одиннадцатиклассница школы №2065, например, спроектировала экологическую тропу, которая открылась в парке поселения Московский (Новая Москва). Школьница разработала прогулочно-познавательный маршрут с лавочками, деревянными скульптурами зверей и информационными стендами о местной флоре и фауне с QR-кодами. Школьники давно изучают этот парк: фотографируют и описывают местные растения, исследуют состав почвы, но за масштабный проект взялись только в 2016 году. Учитель биологии школы №2065 Татьяна Пахомова со своей ученицей начали вместе разрабатывать этот проект, чтобы «увести» гуляющих по лесу от мест, где растут краснокнижные, редкие растения и обитают редкие животные. И им это удалось. Проект стал призером Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2018 и 2019 годов и был воплощен в жизнь. В этом помогли администрация поселения и местные депутаты. Теперь школьники водят по экотропе экскурсии, рассказывая об обитателях леса, луга и пруда. Ученики школы продолжают свои исследования: наблюдают за животными, измеряют освещенность, проверяют почву.

Еще одна экологическая инициатива принадлежит ученикам инженерных и медицинских классов московской школы №1354 «Вектор». Они спроектировали теплицу для выращивания стевии — природного сахарозаменителя. Инновационная теплица, по их замыслу, должна размещаться на крыше школы. По замыслу школьников этот проект предлагает решение не только в области «озеленения» городской среды, но и нацелен на помощь людям, страдающим сахарным диабетом. Со временем кроме стевии ребята планируют выращивать в высокотехнологичной теплице фрукты, овощи и зелень, в реализации этого проекта им помогут преподаватели биологии, робототехники и 3D-моделирования.

А ученик столичной школы №1392 им. Д.В. Рябинкина одержал победу в конкурсе социально-значимых экологических проектов с идеей «Бизиборды своими руками». Бизиборды – это яркие развивающие игрушки для малышей в виде досок с закрепленными на них разными предметами. Школьник создал бизиборды исключительно из экоматериалов, и сегодня с ним играют малыши детского сада при его родной школе.

На благо своей образовательной организации потрудился и десятиклассник школы №2120: он придумал, как сэкономить на электричестве. Юноша разработал интеллектуальную систему управления освещением, которая включает свет по ходу движения человека и выключает лампы за его спиной. Таким образом, благодаря датчикам движения и специальной программе, написанной в Arduino IDE, свет включается только на небольшом расстоянии от идущего по коридору. Автор идеи уже собрал рабочий макет и протестировал его. Кроме того, юноша провел расчеты и выяснил, что это изобретение поможет школе сократить траты на оплату электроэнергии минимум на 7500 рублей и внедрение инновации окупится в первый же месяц.

P.S. А какие экологические проекты придумали ваши ученики? Расскажите о них в комментариях.


Фото из архивов школ