«Особенность работы начинающих педагогов в том, что с первого урока у них те же обязанности и та же ответственность, что и у опытных учителей. Молодые специалисты боятся совершить ошибку, что-то упустить. Для более легкой адаптации молодежи необходимо создать условия, – считает замдиректора московской школы №1354 «Вектор» Ольга Романова. – Система наставничества – одно из современных условий развития начинающих учителей. Наставничество направлено на создание условий вхождения молодого специалиста в профессию».

По мнению Ольги Романовой, молодые педагоги, приходя в школу, имеют знания, но еще не сформировали профессионально значимые качества. Учитель-новичок часто не знает, с какой стороны подойти к ученикам, с чего начать общение. С этими проблемами помогает справиться система наставничества: более опытного учителя прикрепляют к молодому коллеге, и они посещают уроки друг друга. При взаимопосещениях новички, приходя к учителям со стажем, изучают технологии. Наставники, приходят к своим подопечным, анализируют их профессиональные затруднения, дают советы. Вместе разрабатывают уроки, смотрят, какие методики и приемы можно использовать. «Каждую неделю у нас проходит учебный день для учителей по разным темам: семинары для классных руководителей, по обучению новым технологиям, например, по программе МЭШ, – продолжает Ольга Романова. – Молодые педагоги накапливают опыт». Общение между разными поколениями учителей необходимо и для того, чтобы передавать традиции школы, сложившиеся в коллективе не только в образовательной сфере, но и в воспитательной деятельности».

Система наставничества зарекомендовала себя и в школе №2120, где отработана методика взаимного посещения уроков: опытные учителя приходят к молодым коллегам и наоборот. «Как только начинающий учитель приступает к работе, к нему прикрепляют наставника, – рассказывает учитель химии школы №2120 Ирина Хасянова. – Обычно это учитель высшей категории по той же специальности. Наставник рассказывает, как лучше начать работу, показывает определенные приемы. Молодой педагог посещает занятия и учителей других циклов: многие учительские хитрости универсальны и не зависят от предмета преподавания. К тому же такие визиты к коллегам других учебных циклов не дают забыть о межпредметных и метапредметных связях». 1 сентября нового учебного года в числе молодых учителей ожидается пополнение: сюда придет работать экс-ученица школы №2120, которая в этом году оканчивает педагогический вуз. Опытные наставники помогут ей успешно влиться в коллектив.

В школе № 2117 свой опыт старшие учителя передают на семинарах, которые проходят для молодых педагогов, а также ходят друг к другу в гости на уроки. Правда, происходит это не слишком часто: корпуса школы достаточно удалены друг от друга. «Но мы новичков не бросаем, – говорит учитель математики Ирина Иванникова. – Работаем и онлайн, и очно. Я люблю, когда ко мне на уроки приходит молодой учитель: появляется кураж, хочется показать все свое мастерство. Я начинаю строже к себе относиться. К тому же наставничество – это всегда взаимообмен. Даже если у коллеги небольшой опыт преподавания, я могу услышать много интересного для себя, получить какой-то ценный совет. И сама, конечно, готова что-то посоветовать. Ведь мы, педагоги со стажем, уже «зубры»: к 50 годам накоплен такой опыт!»

В школе №2065 тоже ведется активная работа с молодыми коллегами. «Молодежь постигает педагогическую науку на своем опыте и с помощью старших педагогов, наставников, – делится учитель начальных классов Ольга Глот. – Практикуется посещение уроков, молодые учителя не просто знакомятся с работой опытных педагогов, но и разбирают каждый фрагмент урока отдельно. Мы принимаем участие в семинарах и мастер-классах в других школах, куда молодежь отправляется вместе со старшими коллегами, где происходит обмен опытом, знаниями и навыками».

На заседаниях Школьного методического объединения молодые педагоги берут слово наравне со старшими учителями и обсуждают темы, которые знают, порой, лучше наставников. «Например, МЭШ, – рассказывает Ольга Глот. – Молодые коллеги разрабатывают приложения для МЭШ. На одном семинаре педагог со стажем менее года демонстрировал умудренным опытом коллегам, как создать приложения для ресурса. Взаимообучение бесценно!»

«Молодежь в школы приходит амбициозная, целеустремленная, ребята не боятся показать себя, – говорит учитель начальных классов школы №2065 Юлия Хромова. – Мы в их возрасте боялись совершить ошибку, а молодежь не боится. Они открыты и раскрепощены. Радует, что в школу приходит все больше молодых педагогов!».

Учитель математики школы №1391 Галина Монахова ценит молодых коллег, но считает, что у многих, когда они начинают работать, есть убеждение, что полученных знаний им хватит навсегда. «Если молодой человек думает, что сможет всю жизнь проработать на основе одних навыков, полученных в вузе, это неправильно, – считает она. – Профессия учителя не позволяет останавливаться, требует постоянного движения вперед. Если он будет заниматься дополнительным образованием, внеурочной деятельностью, все это потребует, чтобы он владел информацией, был в курсе происходящего. Этому помогают курсы повышения квалификации, дистанционное обучение. Молодой педагог должен понимать, что знания не бывают конечными. Если есть вопросы, надо обратиться к наставнику: как быстрее и короче подойти к нужной теме, как лучше по ней работать. Все меняется в образовании быстро! Нужно успевать».

Педагоги школы №1391 это хорошо знают. Уже третий год они участвуют в конкурсе педагогических команд «Многогранник». В этот раз защитили проект программы «Наставничество» в номинации «Сопровождение молодых учителей: команда школьных наставников». В конкурсе участвовали две команды: наставников и молодых педагогов. Опыт оказался сильнее: в финал вышли учителя со стажем и презентовали программу: план работы на год, индивидуальную работу по сопровождению молодых учителей по разным направлениям, помощь педагогов друг другу на мастер-классах. Главное в наставничестве – индивидуальная работа. Так считает Галина Монахова. «Важно увидеть те зоны, в которых молодой педагог не слишком хорошо разбирается, вместе найти пути решения проблем, поработать над ними, – рассуждает она. – Универсального совета быть не может: нужно внимательно относиться к новичкам, быть доброжелательным и вдумчивым наставником».

P.S. А в вашей школе работает система наставничества? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Фото Вадима Мелешко