Три школы принимали заявления в электронном виде. Как сообщают местные журналисты, к примеру, чтобы записать ребенка в лицей № 13, нужно было сначала выбрать школу № 27 — иначе отправить заявку не получалось. Догадаться о том, как действовать в ситуации сбоя электронной записи, смогли не все. Значит, дети не попали в школу, которую выбрали родители.

Живая VS электронная

Многие родители выступают против записи в школу с помощью гаджетов: неясно, как поведет себя сайт, получится ли быстро заполнить сведения о ребенке, корректно ли отобразится информация. Поэтому мамы и папы самостоятельно организуют запись детей в первые классы. Администрация школ от процесса отстранена, чиновники на все закрывают глаза: ничего, что ночами у образовательных организаций дежурят люди, ничего, что папы и мамы неделями встречаются у школ и в школах, чтобы отметиться в очереди.

Местные СМИ пестрят репортажами, в которых журналисты рассказывают, как дежурили днями и ночами родители. Подход стандартный: фото школ и очереди из взрослых людей, которые стоят у входа в образовательные организации или у забора. Или снимки автомобилей с включенными фарами. В машине сидят один-два человека, к которым подходят законные представители детей, чтобы отчитаться о намерениях и поставить галочку в нужном месте. Эти отметки — гарантия того, что ребенка не перекинут в конец очереди, а, значит, первоклассник попадет в выбранную школу.

Качели демографии

Проблема доступности образования связана с бэби-бумом, который пришел на смену демографической яме начала 90-х годов. Тогда, из-за того, что рождалось мало детей, закрывались детсады, школы работали в одну смену, а уж о строительстве новых современных зданий речи не шло - хватало тех помещений, что остались со времен СССР.

В последние пять лет наблюдаются последствия бэби-бума, который пережила страна, когда рождались дети у поколения 80-х. В это же время государство стало поддерживать семьи, в которых появлялись вторые и третьи дети выплатой материнского капитала.

Социологи считают, что в России вновь наступает время, когда количество рожденных детей постепенно будет уменьшаться. Согласно данным за 2017 год, которые приводит ВВС со ссылкой на Росстат, оно уже сокращается. Эксперты объясняют это двумя факторами: женщины стареют, а молодые семьи из-за экономических трудностей не решаются на рождение детей. Получается, в скором времени число дошколят и школьников вновь станет "удобным".

Таким образом, еще ближайшие пять лет городские школы будут испытывать трудности с размещением учеников в образовательных организациях. Отсюда и переход на двух- и трехсменный режим работы в российских школах. В Карелии, как сказал министр образования республики Александр Морозов, ни одна школа не работает в три смены. В республике в некоторых школах дети учатся в две смены, но лицеи и гимназии работают, как и положено, в односменном режиме.

По официальным данным, в Петрозаводске дефицита мест в школах нет. Согласно сообщению на официальном сайте мэрии, в десяти школах города остались места. Муниципальные общеобразовательные организации приняли 4494 заявления, из них от льготных категорий граждан — 410. Дублирующих заявлений, то есть поданных более, чем в одну школу, было свыше 800. Свободные места остались в школах № 2, 6, 7, 8, 9, 14, 20, 25, 29, 35 и в коррекционном классе школы № 39.

Разговор с двумя-тремя родителями дошкольников удивляет! Они уже интересуются внешними оценками образовательной организации: рейтингом, показателями сдачи ГИА и ЕГЭ, процентом поступления выпускников в престижные вузы, программой. Транспортная доступность для многих — не определяющий фактор при выборе школы. Петрозаводск считается единым образовательным округом, к школе по месту жительства не приписан никто, поэтому в образовательных организациях повышенного уровня учатся дети и из отдаленных районов города. Утро таких учеников начинается с 6.30. Дети приезжают в школы с родителями на машинах, такси, маршрутках, троллейбусах... О том, что в классе учатся ребята только из соседних домов, в престижных школах не говорят. Учителя и родители обо всем знают и учитывают это, когда организуют внеклассные встречи и праздники.

Льготники выбирают престижные школы

Лепту в разнообразие школьных коллективов вносят и льготники — те, кто может без очереди подать заявление о записи в первый класс. Право распространяется на детей сотрудников полиции, военнослужащих, сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, таможенных органов РФ.

Как правило, льготники выбирают престижные школы. Стремление одних попасть в "самую-самую" школу нарушает право других на доступное образование. Ведь в таких условиях ребенку из соседнего дома ставится гораздо сложнее попасть в ближайшую школу ввиду ее статуса.

Детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев, комментируя проблему, связанную с зачислением детей в первые классы, считает, что работа родителей не должна гарантировать льготы на поступление в образовательную организацию ребенку, ведь у врача и учителя тоже особые условия труда, но льгот у бюджетников нет.

Депутаты карельского парламента предлагали внести изменения в закон "Об образовании в РФ", чтобы скорректировать правила приема в школу. Их инициативу поддержали 17 регионов. В случае, если федеральный центр наделил бы субъекты РФ правом самостоятельно расширять список льготников, регионы смогли бы включать в него, к примеру, родных братьев и сестер ребят, которые уже учатся в определенной школе, или детей учителей, преподающих в ней. Но пока никаких изменений в законодательстве не произошло.

Зато депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили зачислять в школу без очереди детей судей и прокуроров. С инициативой выступили глава петербургской фракции "Единая Россия" Александр Тетердинко и член фракции Павел Зеленков. Если петербургский парламент одобрит инициативу, она попадет на рассмотрение в Госдуму. Для Петрозаводска подобные нововведения будут означать дополнительную нагрузку на лицеи и гимназии.

Представители власти часто напоминают о том, что в России стартовало Десятилетие детства. Но после инициатив, подобных петербургской, кажется, что стартовало другое десятилетие, в котором заботятся об интересах не детей и обычных граждан.

В поисках решения

Раньше Петрозаводск был поделен на закрепленные территории, и записаться в школу можно было только по прописке. Но городские власти заявили, что эта идея не прижилась. Шесть лет назад мэрия организовывала три "волны" зачисления детей в школы, жестко регламентируя процесс. Тогда Управление образования администрации Петрозаводска возглавляла Ирина Мирошник. Этот подход проблему записи в первые классы не решил. Сейчас Ирина Мирошник является уже градоначальником. Практику записи в школу по прописке она не поддерживает — считает, что город слишком мал, родители вольны выбирать образовательную организацию для ребенка.

В вопросе организации записи в первые классы не хватает волевого решения власти и нормальной регуляции приоритетов. Как в кривом зеркале, в нем сегодня отражается несправедливое устройство российского общества. Так, интересы детей, чьи родители работают в силовых и властных структурах, превалируют над интересами детей из многодетных семей. Дошколята сотрудников таможни, например, оказываются в более выгодном положении, чем дети врачей и учителей... Подобный перекос рождает риски и для элитных школ, где дети, попавшие на обучение по льготе, не показывают ожидаемых результатов. Но региональным и федеральным льготникам это позволительно, а другим... даже за парту сесть не позволят, ведь места заняты.

Теория о директорском лобби

Тем временем в Петрозаводске ходят разговоры о директорском лобби в вопросе зачисления в первые классы. Это некая теория, из которой следует, что директорам школ с именем выгодно, когда к ним приходят обеспеченные и мотивированные родители. Такие мамы и папы детей обучат, репетиторов наймут, с освоением программы помогут. Получается, руководителю школы условно выгодно взять такого ученика в школу. Тогда уже нет сложностей ни с бесплатным питанием, ни с учебниками (родители купят, что надо), ни с качеством обучения.

Между тем, министр образования Карелии Александр Морозов не раз говорил, что в Петрозаводске нет элитных школ, что это выдумки мам, которые ночами читают и пишут в родительские паблики в социальных сетях. Но показателен список школ, в которых еще остались места — это ведь не лицеи и не гимназии. Это средние школы, часть из них расположена на окраине или в отдаленных районах Петрозаводска. Лицеи и гимназии набрали необходимое количество заявлений и, возможно, выберут тех учеников, которые подойдут. Так что, равнять школы под одну гребенку — значит держать родителей и учителей за простаков, которые в рейтинги не заглядывали и результатами ЕГЭ не интересовались.

Абсурд продолжается

История с записью в школы не заканчивается. Судя по заявлениям региональных СМИ, папы и мамы формируют новые списки для записи детей в школы (внимание!) на 2020, 2021 и 2022 годы. За прошедшие пять лет власти Петрозаводска неоднократно обещали решить вопрос с записью детей в первые классы и организовать ее через электронную систему. Но, судя по реакции родителей, в обещания уже не верит никто. Папы и мамы мечтают дать детям образование, выбирая для этого подходящую образовательную организацию. Интересы родителей также разнятся. Одним законным представителям важно, чтобы ребенок учился рядом с домом, других беспокоит вопрос качества образования, третьи хотят, чтобы дети одной семьи учились в одной школе. Городские власти не решают ситуацию, с которой сталкиваются родители столицы Карелии. Вопрос о том, кому выгодно создавать ажиотаж вокруг проблемы, не решая ее, остается открытым.

Фото автора