Здоровье детей – тема животрепещущая, тем более что медики не преминули сообщить педагогам, что только 4% выпускников выходят из школы здоровыми. Правда, тут же была внесена поправка о том, что если в начале XX века в России умирал каждый третий младенец, то сегодня на одну тысячу малышей приходится только 6 невыживших. Это можно считать прямым результатом развития медицинских технологий. В какой степени это аукается поколениям, врачи не стали объяснять, хотя педагогам и не вооруженным глазом виден рост числа детей с теми или иными патологиями и отклонениями.

Особое внимание на конференции в этот раз уделили теме цифровизации образовательного процесса. В частности, ученые-педагоги задались вопросом: есть ли в цифровых технологиях здоровьесозидающий потенциал? Оказалось, что есть. Например, интересные развивающие платформы, которые позволяют быстро найти ответ на вопрос, решить увлекательную задачу, посмотреть обучающий фильм и т.д. Цифровая среда, по мнению педагогов, существенно расширяет образовательную среду и помогает уйти от скуки, которая, будем честными, иногда присутствует на уроках.

Кроме того, благодаря цифровым технологиям можно имитировать ту или иную рабочую операцию, что бесценно для подготовки специалистов среднего звена. Студенты колледжей, обучаясь на имитационной технике, не так боятся неудач и ошибок, чувствуют себя увереннее, и при этом соблюдается техника безопасности труда.

В то же время, исходя из данных различных исследований, почти 90 % студентов, как вузов, так и колледжей, высказались за «живое» общение с преподавателем. Сами учителя тоже не желают быть придатком к электронной машине. Может, поэтому большинство из них поддерживает инициативу запрета на уроках гаджетов.

Впрочем, если быть реалистами, то важно знать, что цифровизацию остановить невозможно. Общество уже вкусило прелести виртуального общения. Другой вопрос, что учителю теперь, как воздух, нужна информационная компетентность, а также серьезная психологическая подготовка. Представители научного педагогического сообщества также высказали мысль о том, что в заботе о детском здоровье школа должна создать такие условия, чтобы физически слабый ученик мог оздоровиться или хотя бы не терять здоровье прогрессивно.

К слову, именно последняя реплика вызвала определенное недовольство учителей-практиков и школьных психологов. К примеру, как пояснила педагог-психолог одной из школ, тем, кто вменяет в вину образовательным организациям ухудшение здоровья детей, нужно четко понимать, что многие ребята приходят учиться уже больными. Какие условия для оздоровления им можно создать, когда в школе обучается, скажем, две тысячи детей? За красивым антуражем: бассейном, спортивными залами, огромными коридорами – вполне могут скрываться нарушения СанПиНов. Почему в некоторых классах до сих пор сидят по 35 человек? А если в таком классе к тому же 10 гиперактивных детей, дети с нарушениями слуха, дети с ДЦП? Большая часть времени у педагога тогда уходит на организацию процесса обучения, а не на то, чтобы увлекательно раскрыть содержание предмета. Все ли услышали тему, все ли усвоили материал – учителю физически некогда это проверить. А на переменах вся эта толпа вываливается из класса в рекреацию. Можно представить, какой там стоит шум и суета…

В этой ситуации остается только пожалеть как педагогов, так и детей. К концу учебного дня и те, и другие выжаты, как лимон. Рассказывают, в одной школе даже произошел такой случай: на прогулке ребенок из начального класса упал на ровном месте. Прибежали медсестра, психолог. Вместе с учителем подняли ребенка, а он… спит.

Здоровье, как считают педагоги-практики, это категория комплексная. И в ситуации, когда медики бьют тревогу, а учителя вынуждены работать с переполненным классом, где инклюзия переплетается с гиперактивностью и девиантностью, из школ будут продолжать выходить 4% здоровых детей. Если не меньше.

Фото Марии Голубевой