​Готовя этот материал, мы попытались посмотреть международную статистику по этой теме и столкнулись с тем, что в развитых странах уже давно нет постановки вопроса, связанной с предоставлением доступа к школьному образованию в обычных школах для детей с особыми возможностями здоровья или инвалидностью. Инклюзивность образовательной среды – естественное условие для любой школы, и проблем с обучением детей с инвалидностью или ОВЗ практически никогда не возникает за исключением случаев, когда по медицинским показаниям для таких детей важно создать особые условия, привлечь особых специалистов, которые могли бы работать с такими детьми индивидуально или в малых группах.

Вместе с тем в России проблема создания инклюзивной образовательной среды в обычных школах продолжает оставаться одной из наиболее острых. И дело не в пандусах или даже специальных ресурсах для, например, слабослышащих или слабовидящих детей. Точнее, дело не только в этом, но и, зачастую, в серьезных затруднениях, которые возникают у обычных школьных учителей, которые работают в классах, где учатся дети с ОВЗ или инвалидностью.

На сегодняшний день 713,1 тысяч обучающихся из 15 230,8 тысяч всех российских школьников являются инвалидами или имеют ОВЗ, что составляет 4,7% (3,9% - только ОВЗ). 51% таких детей учатся в обычных классах обычных школ. Более 158 тысяч классов имеют в своем составе детей с ОВЗ. Много это или мало?

Давайте посмотрим, сколько сегодня специализированных школ для обучения детей с ОВЗ или инвалидностью. По данным статистики в 2017/2018 учебном году 1660 школ являлись отдельными общеобразовательными организациями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из 45377 организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам общего образования). Для сравнения, в 1989 году, по данным Госкомстата СССР, в РСФСР действовало 1779 таких школ, в которых обучались 346 078 детей с недостатками умственного и физического развития.

Цифры вполне сопоставимы. Однако, в советской статистике не учитывались дети с ОВЗ и инвалиды, обучающиеся в обычных школах, а также находящиеся на домашнем обучении. Говорить о числе таких детей в советское время с определенностью нельзя. Однако данные Росстата позволяют говорить о расширении возможностей для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью прежде всего за счет законодательного закрепления обязательности обеспечения условий для таких детей в обычных школах.

Везде ли созданы такие условия? Как показывают данные Росстата, в среднем по России около 37% зданий школ имеют условия для беспрепятственного доступа инвалидов. При этом наблюдается большой разрыв между городом и селом (46% и 30% соответственно).

Если обратиться к данным по регионам, видна знакомая всем исследователям и управленцам разница между разными субъектами Российской Федерации (см. Рис.1. Крупнее – внизу страницы).

Очевидно, что среди лидеров по обеспечению необходимых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью – Москва и Санкт-Петербург. При этом есть и регионы, в которых доля школ, где созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, составляет лишь около 10% даже в городах. Очень сложная ситуация в целом ряде регионов в плане создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в школы сельской местности. Нередко дети в селе вынуждены или обучаться дома, или переезжать в города, где можно найти необходимые условия для обучения.

Создание современной инклюзивной образовательной среды – это предоставление всего спектра возможностей для получения детьми с инвалидностью или детьми с ОВЗ качественного образования. Прежде всего, в соответствии с современными требованиями для таких детей необходимо разработать индивидуальные учебные планы. Вместе с тем, по данным, представленным на Рис.2 (крупнее – внизу страницы) видно, что на основе индивидуальных учебных планов обучается только 9,1% детей с ОВЗ в городе и 15,4% в сельской местности. Недостаточно задействованы и возможности электронного обучения (соответственно, 11,4% детей в городе и 5,7% детей на селе) или обучения с применением дистанционных образовательных технологий (соответственно, 2,8% в городе и 3,1% в сельской местности). Практически не нашла своего применения сетевая форма организации освоения школьной программы детьми с инвалидностью или с ОВЗ (1,3% детей в городе и 1,5% в сельской местности). Остается значимой доля детей с инвалидностью и ОВЗ, которые осваивают школьную программу на дому (11,9% в городе и 15% в сельской местности). Все это говорит о том, что задача построения инклюзивной образовательной среды продолжает оставаться очень актуальной.

Мы вначале уже отмечали, что инклюзивная образовательная среда – это не только здания или созданные в них материально-технические условия. Это еще и подготовленные педагогические кадры, это созданная дружелюбная мотивирующая к обучению в обычных классах атмосфера. Про данным Росстата, в среднем по России на одного педработника приходится 11,7 школьников. При этом на персонал, работающий в специальных классах для детей с ОВЗ, приходится 6,3 таких детей. А на одного педагога, получающего надбавку за работу с детьми с ОВЗ в обычных классах, приходится 4,9 обучающихся. Это достаточно высокая нагрузка, которая нередко не позволяет выстраивать обучение таких детей на основе индивидуальных учебных планов. Имея такую нагрузку, учителя просто не успевают уделить детям с инвалидностью или ОВЗ достаточное внимание, в результате чего эти дети нередко имеют проблемы с успеваемостью.

К сожалению, и сама культура школ (даже при наличии необходимых условий для созданий беспрепятственного доступа для детей с инвалидностью или с ОВЗ) нередко препятствует созданию инклюзивной образовательной среды. Эта проблема характерна практически для всех регионов, и решение ее не лежит на поверхности. Изменение культуры – долгий кропотливый процесс воспитания, начиная с семьи с самого раннего возраста.

Первое сентября – большой праздник для детей и их родителей. Нам хочется, чтобы это был праздник для всех детей без исключения, независимо от возможностей их здоровья. Мы надеемся информировать наших читателей о положительной динамике по основным показателям, характеризующим по настоящему инклюзивное школьное образование.

Об авторах:

Сергей Измаилович Заир-Бек – ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Зинюхина Екатерина Владимировна – аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Р.S. Этой статьей эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ продолжают серию публикаций под рубрикой «Не только факты». Следите за обновлениями на сайте «Учительской газеты»!