В школе №1788 в минувшем учебном году для пятиклассников запустили проект «Пробы», который позволяет изучать предметы парами. Так, педагогам удается одновременно решить несколько задач: сделать более привлекательными менее любимые учениками предметы, сформировать у детей коммуникативные навыки и научить их общаться не только в коллективе своего класса.

Для участия в проекте учеников одной параллели разделили на три группы. Каждую неделю в течение одного из учебных дней они посещали три парных урока. На первой паре изучали историю и изобразительное искусство, потом – английский и физкультуру, затем – биологию с географией. В следующем учебном году к ним добавятся информатика, математика и технология. По словам куратора проекта школы №1788 Таисии Щербиной, к «Пробам» привлекали даже учителей по предметам, не входящим в курс: «Если детям необходимо было произвести сложные расчеты, мы звали математиков. Если требовалось применение компьютерных технологий, на урок приходили преподаватели информатики».

В учебном процессе активно используются и элементы внеурочной деятельности: театрализованные постановки, флешмобы, соревнования, разного рода анкетирование. Не забывают и о проектной деятельности. Работа в группах учит детей сотрудничать, оказывать взаимопомощь, а еще способствует развитию творческого мышления, дает навыки тайминга. При этом у каждого ученика сохраняется своя учебная траектория и мотивация к изучению предмета. Каждый школьник занят своим делом: начиная с самостоятельной постановки проблемы, заканчивая оценкой собственных результатов и достижений.

А в школе №2065 в расписании пока нет таких парных уроков, но межпредметный подход активно применяют. «Такой прием в образовании использовался и раньше, – говорит учитель русского языка и литературы школы №2065 Виктория Серова. – Это называлось интегрированные уроки. Но сейчас, внедряя новые столичные образовательные стандарты, мы начинаем работать в этом направлении системно». 

Несколько раз в течение учебного года в школе №2065 проходят межпредметные фестивали: одну и ту же тему обсуждают на разных школьных уроках, делают проекты, организуют конкурсы. Среди учеников начальных классов проводят фестиваль «Природа», в рамках которого на уроках физкультуры проходят эстафеты с преодолением «водных преград» и «гористых местностей», на уроках рисования дети изображают растения и животных, на уроках русского языка отгадывают тематические кроссворды, на уроках литературы сочиняют рассказы о природе.

А старшеклассники участвуют в фестивале «История в литературе»: в произведениях классиков находят исторические факты и сопоставляют их с документальными свидетельствами, сведениями из учебника по истории. «Идей много, – говорит Виктория Серова. – Если в этом учебном году мы реализовывали межпредметные связи во внеурочной деятельности, то в следующем планируем активнее интегрировать их в учебный процесс. Может быть, в нашем расписании тоже появятся парные уроки».

Межпредметные связи в школе №2120 развивают учителя биологии и географии. Преподаватель географии школы №2120 Кирилл Атаманенко в этом учебном году присоединился к своему коллеге, учителю биологии Василию Пахомову, который ведет проект экошколы: на местности изучает со школьниками экосистемы ближайших лесопарков, организует экскурсии, проводит практические занятия. С этого года ребята проходят полевую практику не только по биологии, но и по географии.

«Школа №2120 отлично оснащена, – говорит Кирилл Атаманенко. – У нас есть приборы, которые позволяют производить пробы почвы, воды, воздуха и анализировать полученные результаты. Сопоставляя свои данные о климате и ландшафте, ребята делают выводы, почему в нашей местности сформировались именно такие биологические сообщества, прогнозируют их дальнейшее развитие». В условиях мегаполиса экологическое воспитание детей географ считает особенно важным. «Это перспективное направление, которое помогает детям расширить свой кругозор и научиться бережному отношению к природе, - говорит Кирилл Атаманенко. – Этой весной в лесопарке возле школы мы видели лося. И, к счастью, в живой природе все еще встречаем растения и животных, занесенных в Красную книгу Москвы».

Полученные знания, считает педагог, помогут школьникам побеждать в школьных конкурсах, олимпиадах, станут основой для проектной деятельности. В целом же «смешение» предметов позволяет ученикам глубже освоить дисциплины школьного курса, и, конечно же, меняет роль учителя: он перестает быть привычным ретранслятором информации, а становится наставником и мотиватором, который помогает школьникам учиться мыслить самостоятельно.

P.S. А как выстраиваются межпредметные связи в вашей школе? Расскажите нам о своем опыте!

Фото из архивов школ №1788 и №2065