Закончились экзамены. Пока еще рано подводить итоги – нужно дождаться официальных результатов нынешнего ЕГЭ.  Но давайте посмотрим на последствия введения ЕГЭ по истории и обществознанию. Хочу обратить внимание не на недостатки ЕГЭ как формы аттестации выпускников, а на то, что показывают они на экзаменах.

Наблюдение первое. Выросло количество работ, где выпускники не просто демонстрируют  незнание предмета, но часто даже не понимают, о чем идет речь. А ведь в экзаменационном бланке вопросы из образовательного стандарта. Из опыта проверки ЕГЭ по истории (в 2010 году по России ученики сдали историю хуже других предметов; в нашей Нижегородской области история шла на предпоследнем месте, уступив  лишь  физике) мне запомнилась несколько работ. Один из вариантов содержал  вопрос об архитектурных памятниках 18 века в России. Один выпускник отнес к таковым «Всадника без головы». В другой работе упоминался Тадж-Махал, в третьей - «Самсон, разрывающий пасть льву».  Одни ученики, осознанно выбравшие историю в качестве экзамена, не могли отличить скульптуру от зодчества,  другие - русскую архитектуру от индийской. Наверняка многие посетуют на издержки нашего образования и будут правы. Нам, учителям, стоит задуматься над качеством собственной работы. Мы теряем наших детей и не передаем им своих знаний.

Еще один негативный момент – у многих  ребят снижается мотивация к знаниям. Это второе наблюдение, сделанное мною в ходе проверки ЕГЭ. Читая эссе по обществознанию, поймал себя на мысли, что из 120 проверенных мною работ меня не зацепило ни одно. Зато количество ученических «ляпов» неуклонно растет с каждым годом. «Кто не знает Людовика 12 - самого известного царя в России?»- пишет новоявленный абитуриент в своем эссе. Это говорит о том, что падает не только интеллектуальный, но и духовный уровень наших воспитанников.

Третье наблюдение. Страна спорит о необходимости введения в школьный курс предмета духовно-нравственного характера. Ответ очевиден: его уже поздно вводить, так как мы опоздали на несколько поколений. Будем опаздывать и дальше,  выпуская в жизнь «всадников без головы», не знающих основ  русской православной культуры, отечественных  государственных деятелей, даже географии родной страны. Необходимо менять подходы к образованию, иначе мы вырастим молодежь без подлинных ценностей, без истинных знаний, без навыков, которые помогут адаптироваться к жизни. Если ученик может написать, что значение Сталинградской битвы сводится к тому, что «был сорван немецко-фашистский план по захвату НЕВЫ», значит сбой в нашей системе образования серьезный. Если примером человека, который заряжен на добродетель,  ученик считает доктора Айболита, который «приносил здоровье всем жителям леса», то, сколько бы мы ни говорили о духовно-нравственном образовании, оно еще далеко от нынешнего выпускника. О каком качестве говорить, если кроме Айболита и Дюймовочки  выпускнику вспомнить некого?

 Конечно, приведенные примеры - это крайности, но когда крайностей становится больше год от года, чувствуешь, что образование совсем скоро окажется на краю. Как-то один  мудрый православный старец  дал такой совет учительству: не потеряйте ни одного ученика. Увы, теряем, а ЕГЭ только иллюстрирует эту потерю. Бороться надо не с ЕГЭ, а с безобразием, которое пытается вытеснить подлинное стремление к образованию. Учительство – это остатки нашего когда-то доблестного войска, а школа - линия фронта, на которой мы проигрываем сражение за наше будущее. Нужно что-то делать, пока еще мы в состоянии повлиять на ситуацию.


Текст записала Вера Кострова

Фото Марии Голубевой