Обеспечение доступности образования, наряду с повышением его качества, было объявлено ключевым ориентиром государственной политики еще на рубеже XX-XXI веков. Однако под доступностью понималось скорее создание достаточного количества мест в школах или детских садах, создание равных условий для поступления в колледжи и вузы. Недостаточно внимания уделялось поддержке тех, кто в силу сложных жизненных обстоятельств не имеет возможности получить образование высокого качества или, что не менее важно, подготовиться к получению такого образования.

Отсюда необходимость первого из двенадцати решений для нового образования, предложенных авторами доклада, - «Равные образовательные возможности и успех каждого». Речь идет, прежде всего, о том, чтобы поддержать школьников и студентов, находящихся в сложной жизненной ситуации и потому испытывающих трудности с получением качественного образования, а также школы, работающие в сложных социальных контекстах – например, в неблагополучных районах. Даже в условиях практически 100-процентной доступности дошкольного образования остаются дети, которые по тем или иным причинам его не получают, - им необходима хотя бы годичная предшкольная подготовка. Студенты из малообеспеченных семей должны получать стипендию, на которую реально прожить.

Обеспеченное таким образом равенство образовательных возможностей позволит достичь личного и профессионального успеха многим из тех, кому в нынешней ситуации это не удается.

Еще более давней темой для российской образовательной политики является развитие и поддержка талантов – второе из двенадцати решений для нового образования. Считается, что еще в Советском Союзе качество работы с одаренными детьми достигло своего апогея, что в последующие годы эта традиция не была утрачена. На самом деле ситуация не столь оптимистична. Система поиска и поддержка талантов в современной России ограничена и по охвату, и по спектру направлений, а создание системы профильного (в нынешней терминологии – предпрофессионального) обучения в старшей школе так и не удалось завершить.

Поэтому задача на ближайшие несколько лет – дать возможность ученикам каждой школы изучать любые дисциплины углубленно, в том числе совместно с вузами и в онлайн-формате. По модели сочинского образовательного центра «Сириус» нужно создать межрегиональные центры по работе с одаренными детьми. Будут расширяться возрастные границы участников предметных олимпиад и других интеллектуальных состязаний, как, например, студенческая олимпиада «Я – профессионал». Льготные образовательные кредиты с 50-процентным субсидированием должны получать студенты, сдавшие ЕГЭ на высокий балл или победившие в профильной олимпиаде.

Эти и другие меры приведут к тому, что талантам из самых разных сфер, получающих образование на любой ступени, в нашей стране будет значительно проще «пробиться», нежели сейчас.

Оставшиеся решения, предложенные авторами документа, относятся к конкретным уровням образования.

Третье решение – «Поддержка раннего развития» – касается дошкольного образования, и прежде всего – детей «ясельного возраста». Важность этого возраста нельзя недооценивать – особенности развития человека от 0 до 3 лет в значительной степени определяют его дальнейшие жизненные достижения. Однако до сих пор раннему развитию уделялось недостаточно внимания – государственная политика в образовании была сконцентрирована на обеспечении качества и доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.

Далеко не все родители готовы отдавать ребенка ясельного возраста в дошкольное учреждение (и это нормально, маленький ребенок должен проводить максимум времени с матерью), поэтому созданием дополнительных стационарных мест в детских садах проблему не решить, хотя в случае с детьми от 2 до 3 лет и это необходимо. Определяющую роль в этом возрасте играет семья. Поэтому необходимо создать на местах службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – от 0 до 6 лет. Психологи, физиологи и другие специалисты по детскому развитию будут бесплатно консультировать семьи, профессионально корректировать индивидуальные траектории взросления детей, что, в конечном счете, повлияет на их дальнейшие учебные результаты и личные достижения.

Следующий блок решений – всего их четыре – посвящен школьному образованию. Речь идет, во-первых, о строительстве школ и создании современной школьной инфраструктуры, во-вторых – о дальнейшей цифровизации образования, в-третьих – о формировании у школьников навыков XXI века. В-четвертых, и это также касается профессиональных колледжей, - об обучении современным технологиям.

Четвертое из двенадцати решений – «Современная материальная инфраструктура образования». Прежде всего, речь идет о создании новых школьных мест, о строительстве порядка 2 тысяч современных школьных зданий для ликвидации второй и третьей смены. Решение о необходимости этой работы было принято несколько лет назад, однако средств выделяется недостаточно, необходим прорыв.

Главная проблема заключается в том, что государство даже при самом оптимальном сценарии вряд ли осилит столь масштабную программу строительства школ. Необходимо привлечение частных инвестиций, как это делается в других странах, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Расходы государства на реализацию проекта с участием частных инвесторов будут примерно в 1,7 раза меньше, нежели без них. Компании, готовые инвестировать в строительство школ, уже есть, и на сегодняшний день необходимы лишь корректировки в законодательство, определяющие принципы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Важно, что речь идет не только о строительстве, но и современном оснащении школ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Школам необходим скоростной интернет, современный дизайн, оборудование и мебель, в ряде случаев в сельской местности – подвоз детей в современные образовательные центры, то есть обновление автобусного парка.

Проект по строительству и оснащению школ тесно связан с пятым решением для нового образования – «Школой цифрового века». Информатизация школы началась еще на рубеже веков, однако никогда раньше новые технологии не проникали в образование так глубоко и не влияли на его доступность и качество столь серьезно. Цифровизация дает уникальный шанс решить ключевые задачи школы, которые до сих пор не удавалось решить с помощью традиционных технологий.

Предлагается три основных решения – разработка принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов, заменяющих полностью или частично бумажные учебники, внедрение в учебный процесс цифровых обучающих игр и симуляторов, а также онлайн-образование. Дети, не имеющие возможности заниматься очно у лучших учителей страны и у преподавателей вузов, понимающих специфику школьной аудитории, могут получить к ним доступ онлайн. Кроме того, дальнейшая цифровизация оптимизирует образовательный процесс в целом, избавит от рутинных операций учителя, освободив его время для творчества и профессионального развития.

Шестое решение для школ – «Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех».

Важность этого решения обусловлена тем, что содержание школьного образования, равно как и его результаты, – это не только и не столько предметное обучение. Это и воспитательная работа, в которую входит поддержка личностного развития, передача позитивных социальных навыков и установок, помощь во взрослении. Особую актуальность приобретает формирование у школьников так называемых навыков XXI века, без которых невозможно преуспеть фактически ни в одной профессии. Перечень этих навыков остается открытым, но чаще всего речь идет о коммуникации, креативности, критическом мышлении, командной работе (4К). Важным элементом проекта станет внедрение в общем образовании современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия.

Все это позволит России войти в ближайшем будущем в группу стран-лидеров международного исследования качества образования PISA, где у нас уже наметился прогресс, но по-прежнему налицо серьезное отставание.

Наконец, седьмое решение для школ, а также для профессиональных колледжей – «Новое технологическое образование в школе и СПО».

Необходима программа быстрых изменений содержания школьного и профессионального образования, в которой будут отражены приоритеты научно-технологического развития страны. Особое внимание должно быть уделено предмету «Технология» – в большинстве школ его преподают так же, как несколько десятилетий назад.Технологические компетенции, которые дает система образования, должны соответствовать актуальным требованиям рынка труда.

Очаги нового технологического образования уже созданы – по всей стране открываются детские технопарки «Кванториум», в ряде регионов школы организуют предпрофессиональное образование в инженерных и медицинских классах с использованием самых современных технологий. Однако новые подходы должны стать массовой практикой. Планируется сформировать сеть колледжей опережающей подготовки в области высоких технологий, обеспечить современной учебной техникой колледжи, где дают приоритетные квалификации для развития технологий. Необходимы и структурные изменения в профессиональном образовании – открытие программ прикладного бакалавриата (получение рабочих профессий в рамках высшего образования), коротких программ получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки.

Еще один блок решений – всего их три – посвящен высшему образованию.

Благодаря восьмому проекту – «Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях» – региональные университеты повысят свою конкурентоспособность. Ведь в прошедшее десятилетие государство оказывало мощную поддержку лишь ведущим университетам, а региональные вузы, чей потенциал существенно ниже, оставались за бортом.

Ситуацию необходимо изменить, развивая в региональных вузах науку, создавая там системы поддержки и развития предпринимательских компетенций у студентов. Студенты должны получить доступ к онлайн-курсам ведущих университетов, но вести семинары по этим курсам будут преподаватели региональных вузов. Если раньше гранты на развитие получали в основном ведущие университеты, то теперь их получат и региональные вузы. Нужна также грантовая поддержка талантливых преподавателей и ученых, готовых поехать на работу в региональные вузы.

Эти и другие меры повысят качество высшего образования в регионах, помогут привлечь в региональные вузы обладателей высоких баллов ЕГЭ, и поток талантливых молодых людей в столицы в значительной степени удастся сократить.

В девятом проекте – «Продолжение программы «5-100» – речь снова идет об глобальных университетах, обеспечивающих конкурентоспособность российской высшей школы на мировом уровне. Авторы доклада предлагают продолжить и усилить программу «5-100», расширив ее почти вдвое – с 21 университета до 40. Ведь Россия до сих пор не представлена в таких секторах глобальных рейтингов, как урбанистика, транспорт, сельское хозяйство, медицина. Наши ученые по-прежнему недостаточно вовлечены в мировые сети знаний и технологий.

Необходимо создавать академические университеты на основе партнерств исследовательских университетов и институтов РАН, привлекать на работу в вузы перспективных ученых, финансировать долгосрочные программы фундаментальных и поисковых исследований.

Десятый проект – «Экспорт образования» – во многом связан с девятым. В российские вузы и колледжи нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с высоким потенциалом, особенно на магистерские и аспирантские программы в приоритетных технологических областях. Для этого нужна инфраструктура, приемлемая для иностранных студентов (от облегчения миграционных процедур до ремонта общежитий). Предстоит повышать в вузах долю преподавателей со знанием английского языка, активнее продвигать российские образовательные программы за рубежом. Это должно привести к росту доходов от экспорта образования, к расширению возможностей взаимодействия российских студентов с иностранными сверстниками, а в конечном счете – к укреплению международных позиций России благодаря «мягкой силе».

Актуальность одиннадцатого проекта – «Запуск системы непрерывного образования» – обусловлена тем, что в России доля взрослых, получающих образование (17%), в 2-3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии. Необходимо стимулировать как спрос, так и предложения на рынке дополнительного профессионального образования, фактически создавая этот сектор заново – взамен разрушенных отраслевых институтов повышения квалификации советских лет.

Каждый трудоспособный гражданин должен иметь возможность пройти переподготовку или повышение квалификации с последующей оценкой компетенций. Оплачивать обучение и независимый экзамен работающие специалисты могли бы совместно с государством, а обучение безработных должно проводиться полностью за счет государства. Необходимо создать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов. Заочное обучение предлагается конвертировать в современные сетевые формы с использованием цифровых технологий. Должна и дальше развиваться Национальная система квалификаций как инструмент независимой оценки объединениями работодателей и выпускников вузов, и уже работающих специалистов.

Ежегодный охват программами образования взрослых планируется увеличить до 40% за 5 лет.

Наконец, двенадцатый проект – «Кадры для развития образования», от успеха которого во многом зависит успех всех остальных одиннадцати. Развитие системы образования невозможно без опоры на подготовленные и мотивированные кадры.

На всех уровнях образования роль педагога – учителя, преподавателя – принципиально меняется. Он становится не столько источником знаний, сколько «навигатором», организатором деятельности – проектной, исследовательской, учебной. Все это требует обновления компетенций как педагогов, так и управленцев в сфере образования. Они должны уметь работать с цифровыми технологиями, владеть современными методами преподавания, понимать психологические особенности своих учеников и студентов.

В рамках проекта переподготовку пройдут управленческие команды всех образовательных организаций на всех уровнях образования. Учителя, освоившие новые методики и технологии, будут получать специальные сертификаты, гарантирующие повышенную зарплату. Необходимы программы педагогического образования с акцентом на практику, а также постдипломное сопровождение молодых педагогов. Эти меры будут способствовать не только росту образовательных результатов, но и улучшению социального самочувствия и повышению социального статуса учителя, что особенно важно для дальнейшей трансформации российского образования.

Публикация доклада «12 решений для нового образования» вызвала неоднозначную реакцию экспертов. При этом почти никто не спорил с содержательными предложениями. Многих удивил финансовый раздел доклада, в котором авторы оценили запрос на дополнительное финансирование в размере 4.5 триллионов рублей на 6 лет. Но это удивление пропадает, если прочитать аргументы авторов, среди которых самые простые состоят в том, что, во-первых, финансирование образования как доля валового внутреннего продукта с 2013 года неуклонно снижалось, а, во-вторых, сейчас по этому показателю мы существенно отстаем от всех стран-конкурентов. Авторы убедительно показывают, что недофинансированная система может функционировать, но не развиваться.

Фото Вадима Мелешко