Эксперты считают, что основной причиной, которая загнала педагогику на вершину данного рейтинга, является необходимость постоянного общения: с детьми, с родителями, с коллегами. Это не может не сказываться на общем психологическом состоянии работника.

Для самих педагогов рискованность профессии тоже очевидна. Правда, вглубь с этой точки зрения все же больше смотрят опытные учителя, а не студенческая молодежь, которой еще предстоит погружение в школьную жизнь. Например, первокурсница Герценовского университета Елена Королева уверена, что профессия педагога не то чтобы опасна, но требует большой сосредоточенности и особых умений. В качестве особого умения девушка выделила навык эмпатии, то есть способности учителя хотя бы примерно понимать то, какие чувства испытывают ученики. Это поможет найти подход к детям. Тот, у кого не получается представить себя в роли другого, будет общаться с ребенком, как со стеной. Это и есть главный профессиональный риск, по мнению первокурсницы.

Для преподавателя истории Надежды Луговской не подлежит сомнению то, что профессия учителя многогранна. Поэтому в ней может присутствовать такой аспект, как подверженность разным перегрузкам, в том числе, психологическим. С одной стороны, педагог общается с детьми, которые заметно отличаются от поколения самого учителя. С другой стороны, учитель находится в постоянном взаимодействии с родителями, которые ратуют за детей и не всегда понимают, что учитель тоже старается во благо их ребенка. Кроме того, администрация школы, которая тоже выстраивает единый образовательный процесс и видит его по-своему, требует, чтобы каждый учитель под это подстраивался. Чтобы координировать это взаимодействие и эту деятельность, нужны большие моральные затраты. Впрочем, если бы у педагога была возможность больше времени уделять самоанализу и рефлексии, а не заниматься сплошной административной работой, то, возможно, многих стрессовых ситуаций можно было бы избежать, считает Надежда Луговская.

Как заметила педагог и управленец Оксана Широких, для профессии «учитель», наверное, самой уместной характеристикой будет определение «крайне ответственный». Отсюда вытекает, что риски в этой профессии велики. Сегодня в стране сложная социальная ситуация, существенное расслоение общества, у граждан огромные запросы на справедливость, которые не всегда реализуются. Учитель является тем компетентным человеком, к которому так или иначе обращаются любые эмоциональные всплески, которые рождаются у учащихся и их родителей. В этом смысле последние события, то есть нападения на школы, педагогов и учеников, говорят о том, что эта профессия становится опасной. Родители или дети, которые не удовлетворены теми или иными обстоятельствами жизни, никак не разрешающимися, пытаются все это вылить на учителя, который старается «сеять разумное, доброе, вечное». Люди видят противоречия, видят, что в жизни что-то устроено несправедливо, и у них возникает агрессия по отношению к человеку, говорящему, что добро сильнее зла. Школа не может учить плохому, но то, что она учит хорошим вещам, теперь оказывается ее же виной.

Конечно, такое отношение к педагогу стало следствием того, что сегодня «учитель» - это не настолько почетная профессия, какой была раньше. Когда-то у учителя был непререкаемый авторитет. Поэтому нужна социальная программа по повышению статуса учителя в обществе, в том числе, через прессу. В современности не создано ни одного фильма, романтизирующего эту профессию, зато каждый день дети видят истории про воров и бандитов. Нападения на школы – это итог подобной пропаганды.

По мнению Оксаны Широких, самому учителю тоже нужно обладать мудростью. Например, уметь так интерпретировать и ранжировать свои слова, чтобы ребенок не чувствовал в педагоге того, на кого можно направить агрессию. Но это уже зависит от личностных качеств человека. Такие учителя всегда завоевывают уважение и авторитет. Раньше личностные особенности можно было разглядеть при отборе абитуриентов, когда на вступительном собеседовании ребята могли решить какую-то профессиональную задачку. Практически сразу становилось ясно, человек интуитивно понимает или не понимает свои возможности. Сегодня в педагогический вуз идут люди, которые сдали ЕГЭ. Некоторые из них в процессе обучения видят, что не приспособлены к этой профессии. Как правило, те, кто это понимает, если не уходят из вуза, то не остаются в школе. И это лучшее решение, потому что даже при стабильной зарплате, если ты не получаешь удовлетворения от работы, то впадаешь в депрессию. Если же такой «не-учитель» остается в школе, то это потом аукается конфликтами, как с детьми, так с коллегами и родителями.

В то же время, у учителя географии Антонины Лазаревой есть твердое убеждение, что педагог сейчас несет большую ответственность за воспитание детей, чем родитель. А должно быть наоборот. При столкновении с проблемными детьми учитель остается один на один с учеником. Сколько выставляется в интернете видеозаписей об издевательствах над учителем! Сложно представить, чтобы кто-то на другой работе это выдержал. К тому же, после какой-либо криминальной ситуации надзорные органы обвиняют во всех грехах именно учителя. Однако, за то, какое растет поколение детей, в ответе все: и родители, и контролирующие органы, и администрация, и учителя.

И все-таки, несмотря на страшную статистику нападений на школы и педагогов, на увеличивающиеся требования и запросы общества, конкурс в педагогические вузы растет. Вакансий педагогов, особенно в маленьких городах, практически нет. Чем это можно объяснить? Может, одним днем из жизни учителя? Вот как описывает его учитель русского языка и литературы Наталья Бурцева:

«Открываешь дверь в школу и попадаешь в бушующий океан. Это стихия, которой пытаешься как-то управлять, чтобы она не захлестнула и не натворила бед. Волны эмоций, рев перемен, завихрения и столкновения мнений и позиций. Умеешь плавать? Хорошо. Тогда тебе не страшно.

Сегодня дежурство по школе. На третьем этаже ученики 6 класса взорвали петарду. Никто не пострадал, но... Долго разбирались с виновными. Они, конечно, чувствовали себя героями. Пришлось объяснять, насколько опасны такие «подвиги». Родители «героев», конечно же, не знали, что их дети принесли в школу петарды.

В этот же день пришлось разнимать драку на втором этаже. Все закончилось победой дежурного учителя. Драка потушена. Таблетку под язык – и на урок! Под дверью уже бушует очередной класс. Сегодня так и не удалось пообедать.

Не дает покоя неприятный разговор с мамой одного ученика, который никогда не выполняет домашних заданий. Она считает, что я придираюсь к ее сыну.

Не забыть! Завтра тренировочная эвакуация в конце 4-го урока, а у меня самый буйный класс. Предстоит вывести детей на школьный стадион по сигналу и не нарушить временных рамок. Главное, всех довести и туда, и обратно в школу.

Надо до конца месяца вывести на защиту 15 учащихся 5-х и 6-х классов. Они защищают проекты по моему предмету. Тяжело и им, и мне. Работаем вместе. Волнение зашкаливает. Шутка сказать – публичная защита!

Отдохну в 10 классе. Урок по теме «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”». Интересно размышляют.

На этой неделе в школе – ВПР, которые пишут учащиеся 5-7-х классов. Мне «повезло»: у меня и 5-е, и 6-е классы. Проверка до двух часов ночи. А на следующий день опять надо нырять в бушующий океан. Но я люблю его мощь. Глубокий вдох и…».

P.S.

А как все-таки считаете вы, профессия учителя – опасная или прекрасная?

Фото Марии Голубевой