Детская аудитория Интернета с годами становится все моложе. Если еще несколько лет назад средний возраст детей, пользующихся интернетом, составлял 10-12 лет, то сегодня они приобщаются к медийному пространству с 8-10 лет. При том, что у детей в этом возрасте нет навыка и культуры медиапотребления.

В рамках современной цифровой действительности встает проблема определения места человека в современном мире, в рамках так называемой третьей культуры, культуры виртуальной реальности. В этой связи меняется само понятие информации, встают вопросы о разработке механизмов ее восприятия и потребления.

Однако, не обладая навыками критически оценивать и классифицировать информацию, человеку практически невозможно «существовать» в сети, особенно это касается подростка. И в этом случае запретительные меры со стороны родителей не всегда эффективны.

Поэтому неудивительно, что понятия медиаобразование и медиаграмотность стали модными терминами в последние десятилетия и являются поводом для дискуссий в обществе, в средней и высшей школе. И вопрос обучения студентов и школьников навыкам медиаграмотности является одним из важнейших на сегодня.

Трансформация общества с помощью цифровых технологий не только меняет цели высшего образования, но и структуру и процессы обучения в университетах, требования к преподавателям и студентам и их ожидания относительно целей и задач высшего образования.

Именно об этом недавно шел разговор на кафедре журналистики и медиакоммуникаций Московского педагогического государственного университета. Участники обсуждения отмечали опасность виртуального пространства с его фейковой информацией, сетевым негативом, провокациями, искажением русского языка.

Нас, как преподавателей журналистики и практикующих журналистов, волнует несколько вопросов. Необходимо понять, что может сделать сегодня журналист в условиях медийной опасности и что, в свою очередь, может сделать педагог, преподающий журналистику в вузе, или педагог, работающий в школе.

И здесь перед нами встает ряд проблем.

Прежде всего, насколько образованным должен быть сам педагог, как хорошо он должен ориентироваться в медиакультурном пространстве для того, чтобы научить ребенка медийной грамотности? Конечно, ответ очевиден: не обладая определенными компетенциями в сфере медиакультуры, медиаобразования, педагог бессилен.

Мы, как практики, хотим действенно подключиться к решению проблемы, предложить практические механизмы обучения медиаграмотности детей и подростков.

Одна из основных задач современной журналистики, наряду с созданием качественного контента, - помогать человеку осуществлять навигацию в информационных потоках. И, таким образом, в основе преподавания не только журналистских, но и педагогических дисциплин должна быть заложена функция педагога-навигатора, который бы научил студента правильным технологиям реагирования на контент, показал бы ему даже, как потреблять деструктивный контент с пользой для себя.

Беседа и с родителями, и с учащимися в школах показывает, что у них назрела необходимость в информации о том, что и как потреблять в СМИ, как отличить качественную информацию от фейковых новостей. Дети сегодня находятся в непростой информационной ситуации. Они вынуждены существовать в окружении шокирующего, вредящего здоровью контента. Им необходим навигатор, который бы научил, объяснил им, как фильтровать информацию, как правильно воспринимать ее. И вновь мы подходим к роли педагога-навигатора, но уже в школе.

Было бы очень полезно ввести в рамках урока по гуманитарным дисциплинам (литература, история) вступительную пятиминутку, в рамках которой учитель обсуждал бы с учениками актуальные вопросы современности. Пять-десять минут аналитической работы стимулировали бы школьников думать, помогали бы сформировать навыки критического мышления, умения произвести сравнительные оценки реальной действительности и отражения ее в виртуальности.

Все вышесказанное касается вопросов работы педагога. Но еще один вопрос – а что может сделать журналист для повышения уровня медийной грамотности подростков? Об этом мы решили спросить наших студентов-журналистов. И вот что они предложили:

Журналист в силах повлиять на общественное мнение, поэтому он может попробовать сформировать положительные ролевые модели для молодежи. Каждый день мы должны говорить о маленьких и больших победах человека. Редакционная политика должна стать политикой добра.

Главная задача журналиста – это не просто формировать правильное мнение, но и научить людей критически мыслить, анализировать ситуацию. Современные средства интернет-журналистики позволяют нам с вами чуть ли не персонально воздействовать на каждого пользователя, нужно просто найти способы достучаться до каждого. Для этого необходимо создавать отдельные команды журналистов для плотной работы с детскими психологами, чтобы понимать инструменты воздействия на определенную возрастную группу.

Конечно же, журналист должен всячески способствовать открытому обсуждению актуальной проблемы, волнующей сегодняшнюю молодежь.

Таким образом, современная цифровая реальность, в которой живут школьники и студенты, диктует новые правила и ставит перед педагогами новые вызовы. Одним из таких вызовов является растущая медийная опасность при низком уровне медийной грамотности. И наша задача как педагогов и как журналистов научить их ориентироваться в новой информационной реальности, стать их навигаторами, формировать экологическую среду в сетевом пространстве. Однако, это невозможно, если мы сами не будем обладать необходимыми компетенциями в сфере медиакультуры и медиаграмотности.

Об авторах:

Валентина Славина – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета

Ирина Игнатова – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета

Читайте также:


Фото Вадима Мелешко из архива "УГ"