Имеет!

У дошкольников есть ценнейшие качества, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий:

- это готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия;

- готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми;

- живость воображения;

- любопытство.

Как относиться к этому богатству?

Честно говоря, тут у нас слова расходятся с делом: «детскости» - игре, воображению, словотворчеству, экспериментированию – принято умиляться, но не пускать их на «образовательный порог». Как иначе объяснить ряды одинаковых поделок или отрепетированные праздники, в придумывании которых дети не принимали участие?

Как услышать голос ребенка?

Но в современном образовании все чаще звучит новый принцип: «голос ребенка» (или «принцип участия ребенка»). Идея состоит не просто в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что она принципиально важна для взросления и обучения.

Если мы зададим себе вопрос, как дошкольник может выразить свое отношение к миру и его понимание, мы обнаружим, что дети делают это постоянно!

Они часто

- задают вопросы (и будут задавать их чаще, если взрослый запишет вопросы, предложит всем подумать над заданным вопросом),

- отвечают на вопросы на понимание, у которых возможны разные ответы (и ответы будут становиться все менее стереотипными, если взрослый поддержит их разнообразие),

- рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке, который для дошкольника не всегда художественное изображение, часто – это схематическое изображение, предтеча письменной речи. И они будут делать это чаще, если взрослый с любопытством будет выслушивать и рассматривать,

- воплощают свой замысел – придумывая танец или играя с рифмами, рисунок или даже мелодию,

- пытаются планировать (и будут в восторге если взрослый предложит совместное планирование),

- рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве,

- делают фото-и видеосъемку, выбирая, что именно попадет в кадр (если в руки попадает камера),

- сочиняют истории (и они будут становиться все более структурированными и оригинальными, если взрослый запишет их, поможет сделать собственную книжку и пр.),

- и, конечно, играют (и игра будет становиться все более богатой, если у детей будет для нее достаточно времени и всяких штук, которые в игре могут превращаться во что угодно)

и т.д. и т.п.

Зачем слышать голос ребенка?

Но все это требует времени: и историю записать, и версию выслушать. Есть ли возможность у педагога тратить на это время?

Будем исходить из того, что время всегда находится для того, что считается необходимым. А услышать голос ребенка действительно необходимо, и вот три веские причины.

1. Это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают. Да, уважение проявляется в действиях: в том, делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать или спешит ответить сам; задает ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или такой, ответ на который ему самому уже известен заранее; интересуется ли детским рисунком или считает его каракулями; ценит ли детский замысел или все время предлагает образец и т.д. Тони Бертрам, один из ведущих мировых специалистов по дошкольному образованию, пишет, что все это нужно не просто для того, чтобы дети в будущем стали полноценными гражданами демократического мира, а потому что дети – уже граждане и должны обладать правом высказывания, должны получить этот опыт уже в детском саду.

2. Так можно сделать обучение осмысленным! Как известно, только с той самой ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана.

И именно поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе по своему развитию - хочу научиться) и оценивать (я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (в доступе у детей!) свои папки, которые можно перебирать – листать – вспоминать. Именно для этого нужны "говорящие стены", где вывешиваются в том числе и детские работы: маленькому человеку важно видеть свою продуктивность немедленно! Тогда произведения сразу начинают "работать" - призывать и самого автора, и других детей. А иначе – лежат мертвыми бумагами.

Отдельный важный момент – это необходимость создать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят на неродном языке. Это отдельная острая проблема, как показывают проведенные исследования.

3. И наконец, "голос ребенка" принципиально важно услышать самим взрослым! То, что есть у дошкольников – воображение, игра и креативность – востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе воспитателей). Дети играли (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Мы доросли до дошкольников! И в этом огромный ресурс для педагогов: если ты задашь правильный вопрос, ты услышишь много неожиданного; если ты запишешь детскую историю, ты поразишься неожиданным разворотам, если ты попробуешь включиться в игру, ты обнаружишь, как непросто придумать поворот сюжета. Можно смело сказать, что работа "по конспекту", где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, это и есть путь к выгоранию, а умение слышать "голос ребенка" может от него спасти.

Где найти время?

И все же вопрос остается: как найти время для того, чтобы прислушиваться к детским высказываниям?

Если мы понимаем, что записывая истории и вопросы, выслушивая ответы и разглядывая детские карты, мы как раз и занимаемся образованием, время обнаружится! Плакаты и декорации, календари и планирование – все может стать и важнейшей частью процесса, и способом отразить, осмыслить этот процесс – и детям, и педагогам, и родителям. Здесь слышен отголосок идеи «документации с детьми и для детей», когда-то предложенной подходом Реджо-Эмилии и набирающей все большую популярность в мире: именно по тому, что создают дети, и можно отследить и атмосферу в группе, и детские интересы, и отношение детей к происходящему, и, конечно, понимание, осведомленность.

Так что один из секретов состоит в том, чтобы максимально то, что нужно для детей, делать вместе с детьми (а не в свободное время, как это часто бывает).

Недавно я была в детском саду, где все окна и стены были украшены дивно вырезанными фигурками из белой бумаги. Воспитатель в тихий час с гордостью поделилась: "Вырезала целый месяц!" "С детьми? " "Ну что вы – это же обойный нож, тонкая работа, детям такое опасно давать".

Конечно, речь не о том, чтобы давать детям опасный нож. Речь о том, что участие в украшении своей группы – в самом замысливании , придумывании способов и т.д. – это и есть образование. И если бы у детей была такая возможность, это имело бы для них гораздо большее значение, чем любые распрекрасно вырезанные взрослым фигурки.

Настоящее и будущее

Конечно, "солирующая педагогика" (очень точный термин, предложен Н.И. Титовой Титовой, ученицей Е.Е. Шулешко) пока позиций в наших детских садах не сдает и оправдывает себя тем, что ребенку надо "много дать". Может быть, действительно, сначала ребенку надо побольше узнать, а уже потом учиться высказывать свое суждение? (Кстати, такую точку зрения часто озвучивают и первокурсники, которым предлагается высказать возражение авторитетному автору).

Сделаем маленькое социологическое отступление. Уже почти 40 лет идет знаменитое «Всемирное исследование ценностей», инициированное когда-то социологами Ингельхартом и Велцелем. Результаты исследования показывают, что в современном мире все более значимыми становятся ценности самовыражения: творческая самореализация и свобода выбора перестают быть уделом единиц. Для этого есть объективные основания: механической работы становится все меньше (и этот процесс будет идти все интенсивнее), а возможностей для проявления своей индивидуальности появляется все больше – такова общемировая тенденция.

Так что нам надо ответить на вопрос: к какому миру мы хотим готовить детей: вчерашнему или сегодняшнему?

Об авторе

Ольга Александровна Шиян – ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, международный эксперт ECERS

Фото сделаны в группах воспитателей "Ресурсного центра" Курчатовской школы Анастасии Кислициной, Анастасии Гостевой, Светланы Журавлевой, Юлии Оськиной, Марии Перфиловой и Галины Цюпко