​Впереди планеты всей

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Оно проходит раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира. Россия принимает участие в PIRLS с 2001 года. Первое место наши ребята занимали единожды – в 2006 году. Спустя пять лет мы уступили пальму первенства Гонконгу. С тем пор участниками исследования стали еще больше государств: в 2016 году исследование насчитывало 50 стран-участниц.

В России в исследовании принимало участие более 4500 школьников из 42 регионов, которые были определены в результате сложной выборки. По словам Сергея Кравцова, эксперты учитывали географическую ситуацию, соотношение сельских и городских школ, национальные республики и т.д. «Международная выборка построена таким образом, чтобы показать уровень образования страны в целом», - пояснил он. Забегая вперед отметим, что исследование по Москве, школы которой также показали высочайший уровень, проводилось отдельно. Таким образом, нельзя утверждать, что столица «вытянула» российский результат.

«Несмотря на такую географическую неоднородность, большую территорию, 46 тысяч школ мы заняли первое место», - констатировал Сергей Кравцов, поблагодарив за работу всех учителей начальных классов и методистов.

С высокими результатами Россию поздравил международный координатор PIRLS Дирк Хастед.



«Россия принимает участие в PIRLS с самого начала: с цикла 2001 года. Сегодня она лучшая во всем мире по читательской грамотности, - объявил он. - Россия - одна из четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя по чтению. Также Россия находится в числе шести стран, где практически все учащиеся преодолели минимальный порог». 

Он сообщил, что основное исследование следующего цикла PIRLS состоится в 2021 году и пригласил Российскую Федерацию к участию. 

Анализируя результат, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что нынешнему успеху способствовало «принятие нового ФГОС начального образования и планомерная работа Минобрнауки России - с учебной литературой, директорами школ и содержанием образования». По его словам, сегодня виден результат работы, которая начиналась с принятия Концепции модернизации российского образования. 

«Фантастические» результаты Москвы

 Еще одно достижение по итогам PIRLS-2016 принадлежит Москве. В рамках исследования отдельно анализировались результаты школьников крупных городов. «У Москвы они фантастические, - заявил Сергей Кравцов. - Никогда ни одна страна мира не набирала такое количество баллов в международном исследовании PIRLS - 612 баллов. Москва обогнала Сингапур, Мадрид, Квебек, Онтарио, Дубай, Гонконг и другие города».

Как уточнил Сергей Кравцов, в Москве максимальный балл (625) набрали 43% школьников. В среднем в мире этот показатель составил 10%.  «То есть московские четвероклассники продемонстрировали не только высокий средний показатель читательской  грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся», - пояснил глава надзорного ведомства. 

О секретах успеха столичной начальной школы рассказал министр образования Москвы Исаак Калина, напомнив, что четвероклассники, которые участвовали в исследовании 2016 года пришли в 1 класс в 2012 году.
  
Министр разделил факторы, способствующие успеху ребят, на три группы: организационные, финансовые и педагогические. 

К первым он отнес тот факт, что в 2011 Москва обеспечила местами в детсадах детей от трех лет, при этом значительная часть дошкольных групп была открыта в составе общеобразовательных школ. Кроме того, по словам Исаака Калины, именно в 2012 году была введена электронная запись в первый класс, что позволило ликвидировать «первоапрельские ночные костры». 

- Началась конкуренция школ за учеников, а не родителей за школы, - пояснил Исаак Калина. - Естественно, что это серьезно изменило отношение школы к ученику.  

В этот же год малорезультативные школы столицы стали присоединять к более успешным. По мнению городских властей,  «это существенным образом повысило взаимотребовательность в педагогических коллективах, и вообще погрузило ребят в атмосферу нацеленности на высокие результаты». 

Наконец, в то же время были введены обязательные диагностические работы учеников четвертых классов, а также рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников, основанный на массовых результатах.
 
Что касается финансовых факторов, Исаак Калина сообщил, что с 2011 года в столице был введен равновысокий норматив финансирования. «Для этого Правительству Москвы пришлось разово увеличить финансирование московских школ в полтора раза, - отметил он. - Оно было четко нацелено на то, что каждый ученик приносит равновысокие деньги школе. И это опять же стало работать на принцип, что каждый ученик школе дорог». 

Кроме того, появились гранты мэра. В итоге, благодаря увеличенному финансированию и грантам выросла зарплата учителей. «Причем эта зарплата стала дифференцированной и привязанной к результативности работы педагогов», - добавил министр. 
Наконец, самыми важными руководитель назвал педагогические факторы. В 2012 году московские школы перешли на новый ФГОС начальной школы. «Было проведено массовое переобучение учителей начальных классов. Прошло массовое оснащение школ компьютерной техникой, ноутбуками для учеников, учителей, появились электронные доски, что привело к эффективному внедрению электронных технологий в начальной школе, - отметил Исаак Калина. - Это позволило появиться новому учебному контенту, гораздо более адекватному способам восприятию мира современными детьми». 

Таким образом, по словам московского министра образования, интеграция этих трех групп факторов, обеспечила за короткий срок лучший результат московских школьников в исследовании PIRLS. 

В заключение Исаак Калина вывел формулу успеха: «Для того чтобы школьная педагогика была сильной и результативной, ей нужны два мощных союзника: правильное организационное сопровождение и правильно направленное, то есть мотивирующее школы на результаты учеников,  финансирование».

Сергей Кравцов, в свою очередь, добавил, что многие московские наработки будут использованы на федеральном уровне. «Это позволит нам повысить качество образования и удерживать то высокое качество, которое мы сейчас имеем», - заключил он.

Вузовская система отстает от школьной

Результаты исследования PIRLS прокомментировал Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

По его словам, для образования характерен отложенный результат. «То, что мы видим сейчас - результат того, что началось в 2005 - 2006 годах: это национальный приоритетный проект "Образование", в рамках которого в образование были вложены беспрецедентные  средства, принятие ФГОС, построенного на принципах Выготского - деятельностной педагогики и психологии», - пояснил он. 

Александр Адамский также заявил о необходимости удержать сегодняшние результаты, преодолеть разбалансировку, существующую в системе отечественного образования и внедрить в этой системе те механизмы и принципы, о которых говорил Исаак Калина. 

- Этот разговор важен особенно сейчас, когда идет острая дискуссия о том, что надо увеличить средства на образование, и руководство в стране решает этот вопрос. Речь идет о 0,8% ВВП, - уточнил он. - Нужно определить, куда и как эти деньги направить. От этого зависит, удержим ли мы результаты. 

В финале своего выступления Александр Адамский констатировал «непраздничный» факт: «Мы видим, как сильно общеобразовательная школа ушла вперед по сравнению с вузами. Есть исследование, которое показывает, что доля влияния общего образования на вузовские результаты у нас низкая  по сравнению с другими странами. И в этом очень большой риск: социализация детей будет не соответствовать уровню, который они получили в школе, а это печальная и трагическая ситуация». 

По словам эксперта, проекты, аналогичные тем, что принесли успех школьному образованию, нужно реализовать и в вузовской среде.  

О необходимости идти вперед заявил и руководитель Рособрнадзора. Он полагает, что это движение позволит обеспечить Единая система оценки качества образования. Сергей Кравцов отметил, что, согласно национальным исследованиям качества образования, в начальной школе у ребят очень высокая мотивация к обучению. В основной школе она снижается. По мнению руководителя, в этот период внутренняя мотивация учеников должна замениться внешней, например, успешной сдачей экзаменов.

«Объективная система оценки качества образования, корректное использование результатов - не для наказания, а для помощи школьникам, учителям, директорам -  дадут нам хороший результат», - выразил уверенность глава Рособрнадзора.

Правильный ли вектор берут руководители отечественного образования? Подождем результатов новой волны международных исследований – PISA, TIMSS и PIRLS.