- Необходимо поддерживать максимальную прозрачность принятия финансовых решений, - подчеркнула министр. – Это возможно, в том числе, и благодаря грамотной организации конкурсов и тендеров, в которых на равных основаниях могут принять участие все желающие.

Помимо этого, отметила Ольга Юрьевна, министерство поддерживает курс на увеличение количества автономных учреждений, поскольку это автоматически означает увеличение финансовой самостоятельности вузов.

- Под расширением автономии мы понимаем движение вузов и научных организаций к саморегулированию, создание профессиональных сообществ, которые совместно с Минобрнауки России, как партнёры, будут решать методологические и финансовые проблемы отрасли, - сказала чиновник.

Объёмы средств, поступающих из госбюджета на нужды высшего образования и науки в ближайшие годы заметно вырастут, однако в перспективе количество привлечённых внебюджетных средств должно быть увеличено ещё больше. Иными словами, вузы хоть и будут получать поддержку со стороны государства, но им придётся ещё активнее искать возможности для заработка. Нужно очень серьёзно пересмотреть отношение к использованию материального имущества, находящегося на балансе вузов, но не в плане его продажи и получения выручки, а с позиции бережной и грамотной эксплуатации для получения прибыли.

Министр упомянула и важности межведомственного взаимодействия, налаживании продуктивного сотрудничества между Минобрнауки и Минтрансом, Минкультом, Минобороны, Минздравом и так далее. Те или иные задачи, связанные с повышением качества образования, можно решить только при условии, что все, кто связаны со сферой высшего профессионального образования, будут работать с полной отдачей и помогать друг другу.

- Необходимо помнить, что все мы работаем ради будущего нашей страны, - напомнила Ольга Васильева. – А будущее это невозможно без грамотных и высокопрофессиональных кадров. И чем эффективнее будет наше образование, чем более квалифицированных специалистов мы подготовим, тем более ощутимыми будут успехи России в науке, экономике, культуре.

При этом министр сделала акцент на ответственности ректоров вузов за всё, чем они руководят и управляют – имущество, финансы, учащихся, профессорско-преподавательский состав, технический и обслуживающий персонал. Здесь не должно быть никаких махинаций, подтасовок и приписок, а если уж в майских указах президента говорится о реальном повышении зарплат, то ни о каком формальном подходе речи быть не может.

- Нельзя делать выводы о благополучии системы по среднестатистическим выкладкам, - убеждена министр. – Если у одного зарплата 20 тысяч, а у другого 120, ошибочно делать вывод, будто их средняя зарплата равна 70-ти. Между тем, очень часто именно так и происходит. Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при её определении. Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива.

Выступая на совещании, первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева рассказала о работе созданных при ведомстве четырёх рабочих группах. Они были разделены по следующим направлениям: экономика учреждений, совершенствование механизмов распределения субсидий на выполнение государственного задания, управление имуществом и организационная структура вузов. В состав этих групп мы делегировали более 100 учреждений. По мнению Валентины Викторовны, практика создания рабочих групп подтвердила свою эффективность, поскольку все, кто входит в них, заняты не просто обсуждением, а поиском конкретных решений реальных проблем, выработкой рекомендаций, то есть они помогают людям организовать свою работу на качественно ином уровне. В частности, были синхронизировали вопросы финансирования вуза и стоимости обучения платных студентов, утверждена новая версия Методических рекомендаций по организации процесса бюджетирования и планирования, подготовлена новая методика оценки рейтинга качества финансового менеджмента вуза, проработана концепция “Личного кабинета ректора”, сокращён с 34 до 14 перечень документов, направляемых подведомственными Минобрнауки РФ организациями с целью заключения сделок по передаче федерального недвижимого имущества в аренду и так далее.

Как заявил в своём докладе заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников, объём инвестиций в российскую науку за последние годы значительно увеличился.

- В 2012 году, когда была запущена государственная программа развития науки и технологий, объём внутренних затрат был на уровне 700 млрд рублей, на конец 2016 года показатель превысил 940 млрд рублей, отметил замминистра. - В 2018 году расходы возрастут на сумму около 40 млрд рублей. Это и зарплаты научных работников, и расходы на фундаментальную науку. В частности, увеличится финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и расходы на исполнение международных обязательств в различных проектах и двусторонних программах взаимодействия университетов России и вузов Европы, Азии, стран БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС.

…Вполне очевидно, что выступление представителей Минобрнауки России было направлено, прежде всего, на освещение позитивных моментов, связанных с грядущими перспективами. И не в последнюю очередь – с повышением финансирования науки и образования. Что же думают по этому поводу участники мероприятия?

Владимир БУБЛИК, ректор Уральского государственного юридического университета, Екатеринбург:

- Серьёзную науку и серьёзное образование можно создать только при условии нормального финансирования. Я работаю ректором уже 11 год, видел разные управленческие команды, но сегодня сталкиваемся с совершенно иным управленческим подходом в плане управления финансами. Новая команда, другие методы работы, молодые люди, мотивированные на результат.

Озвученные объёмы финансирования впечатляют. Но – дай Бог, чтобы мы их освоили, желательно, эффективно. А эти опасения имеют право на существование, ведь нередки случаи неритмичного поступления средств, многие ректоры морально не готовы работать с такими объёмами, многие университет привыкли получать деньги в силу своего статуса. Например, Федеральному вузу вроде как положено выделять большие средства, но не потому, что там есть сильная команда и проводятся какие-либо уникальные исследования, а просто потому, что он федеральный. Поэтому опасность такая есть. И президент тоже не раз говорил о том, что многие университеты не осваивают выделенные им средства, что говорит о низком качестве работы финансового и управленческого коллектива.

Бэла ЗАНЕГИНА, заместитель главного бухгалтера РУДН:

- Если будет выполнено всё, о чём было обещано, то это просто замечательно. Денег никогда не бывает много, но тех объёмов, о которых упоминалось, достаточно для реализации запланированного вузами. Главное – чтобы всё было прозрачно, правдиво и открыто. Впрочем, я не думаю, что Минобрнауки станет вводить в заблуждение подчинённые ему вузы, выделяя денег меньше, чем сказано.

Очень многое зависит от специфики каждого отдельного вуза. В любом случае, как известно, деньги выделяются по принципу софинансирования, а это значит, что каждый вуз должен откуда-то взять свою часть средств. А это может быть довольно большая сумма, которую не каждый ректор сможет откуда-то взять. И если вуз не смог ничего заработать сам, то Министерство вряд ли сможет ему помочь деньгами.

Ирина НЕЛИДОВА, начальник планово-финансового управления Байкальского государственного университета, Иркутск:

- Я думаю, что всё будет хорошо. Здесь не такие уж большие цифры были озвучены, планируемые объёмы финансирования вполне реальны и приемлемы для государства. Да и увеличение выделяемых министерством объёмов средств тоже не такое уж значительное. Тем более, что доля средств, выделенных на условиях софинансирования, в перспективе будет только расти, а значит, государство хоть и готово давать деньги учреждениям высшего образования, но всё же предпочитает, чтобы те впредь сами зарабатывали и привлекали всё больше внебюджетных средств. Но я совершенно не вижу никакой опасности недоосвоения выделенных средств. Всё, что планируется, будет освоено до последнего рубля. В конце концов, вузам выделяются не такие уж большие средства, чтобы мы не смогли их освоить. Как минимум, чтобы поднять уровень зарплат профессорско-преподавательскому составу до 200% от средней по региону, потребуется очень много денег. Например, в нашем вузе до 70% внебюджетных средств нам приходится направлять именно на эти нужны.

Некоторые вузы, чтобы выполнить указ президента по повышению зарплат, идут на всяческие ухищрения – на сокращение числа сотрудников, на повышение нагрузки, на увеличение количество студентов, приходящихся на одного преподавателя, и так далее. Да, есть такое дело. Но всё это обязательно отражается в рейтинге вузов. Этого не скроешь, поэтому злоупотреблять этим не получится.


Ольга КУДРЯВЦЕВА, начальник планово-экономического отдела Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, Саранск, Республика Мордовия:

- Что касается зарплат, всё будет освоено, ибо указ президента по повышению зарплат ППС надо выполнять. По поводу изменения соотношения “студент/преподаватель” хотелось бы отметить, что в 2017 году этот показатель равен 11,4, а в 2018 – уже 12, это, к сожалению, не очень хорошо. С другой стороны, такое усреднение не всегда уместно, ведь в одном случае преподаватель может совершенно без потери качества работать и с большим количеством студентов, а в другом он физически не в состоянии это сделать. Я знаю, что в школе ситуация тоже не самая благоприятная, там порой повышение зарплаты идёт именно за счёт роста нагрузки, увеличения количества учащихся на одного педагога. Неудивительно, что министр Ольга Васильева в одном из своих выступлений заявила о необходимости стремления к соотношению “1 педагог – 15 учеников”. Это было бы замечательно. Но пока зарплата преподавателя напрямую зависит от количества обучающихся, он сам, к сожалению, будет заинтересован в том, чтобы в классе было как можно больше детей.

Что до недоосвоенных на конец года средств, то конкретно в нашем вузе этой проблемы не существует. Возможно, в технических университетах, где огромная доля доходов приходится именно на внебюджетное финансирование, это актуально, но мы педвуз, потому лишних денег у нас никогда не бывает.

Фото автора