Исследование проводилось в школах Санкт-Петербурга. Вначале была проанализирована только одна школа, на примере которой можно было понять, каким образом проще находить учеников в социальной сети. Многие дети используют формы своего имени или же вообще выдуманные псевдонимы, и далеко не все указывают в информации свою школу, поэтому самым действенным способом оказалось искать по друзьям пользователей. Удалось найти Вконтакте около 85% учеников (после похожий результат показали и другие школы).

Далее была проведена сложная работа: вначале исследователи построили «сеть дружбы» - график, показывающий, с кем «дружит» в социальной сети каждый из учеников школы. Оказалось, что большая часть связей была у учеников одних параллелей. Затем график разделился на два отдельных ответвления, почти не пересекающихся друг с другом – впоследствии оказалось, что это ученики разных корпусов одной школы.

При исследовании же дружеских связей учеников разных школ выяснилось, что количество друзей сильно зависит от расположения школ – чем ближе здания, тем больше в них приятелей. Но при этом было обнаружено, что географическая близость школ вовсе не означает схожий средний балл на ЕГЭ.

Но для дальнейшего исследования «дружбы» Вконтакте было недостаточно: нужно было знать, кто с кем общается более или менее близко. Для этого исследователи пересмотрели «сеть дружбы», оставляя связи только между теми учениками, которые ставили друг другу «лайки» и оставляли на страницах друзей комментарии. Именно на этой схеме строилось дальнейшее исследование.

Выяснилось, что у групп друзей по социальным сетям академическая успеваемость со временем все сильнее сближается и в конце концов оказывается приблизительно на одном уровне.

Подобное исследование было проведено также на студентах НИУ ВШЭ, и на их примере результат только подтвердился. Дружба Вконтакте наблюдается в основном внутри филиалов, а академическая успеваемость близких друзей со временем выравнивается.

В итоге получился очень интересный результат. Из трех величин (географическая близость, средняя оценка и дружба Вконтакте) взаимосвязаны география с дружбой и успеваемость с дружбой. Но успеваемость и географическое положение друг от друга не зависят. Это, по словам Ивана Смирнова, еще может стать темой для отдельного исследования.

Также в рамках выборки школ, участвовавших в исследовании, исследователи выявили, на какие популярные группы чаще всего подписаны ученики различной академической успеваемости. Среди групп отличников – «Крутые штуки», «Сделай сам», «Интересные факты». Троечники же подписываются в основном на паблики с гороскопами, обзорами на компьютерные игры и футбольные темы. Это, к сожалению, подтверждает стереотипы современного общества о геймерах и футбольных фанатах.

«Как применить на практике полученные данные? Вариантов множество. И безусловно это тема интересная и открытая для дальнейших исследований", - сообщил Иван Смирнов.

Фото автора