Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Результаты

Текущий номер

Доброе утро, мистер Холмс!

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№7 от 18 февраля 2020 года

pКак помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

pВ России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст "самостоятельной жизни" ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

pСегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника "знать" книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

pОдна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале "Юность", рассказе "Беспокойная натура" действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

№32-№33 от 18 августа 2009

Идей, как и детей, бывает много, когда думаешь о будущем

Идея использовать компьютер в школе естественна и привлекательна: во взрослой жизни ИКТ (устройства глобального позиционирования, интернет-терминалы, станки с ЧПУ) используются именно для того, чем учителя и ученики заняты в школе, - для обработки информации. Каковы же условия массовой информатизации школы?

Революция в сознании - путь от бумаги к компьютеру

Сегодня первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил ТИХОНОВ уделяет серьезное внимание проекту «Школы информатизации». Почему? Михаил Юрьевич отвечает на вопросы «УГ-Москва».

Современное образование основано на ИКТ-технологиях

Большая часть деятельности учащегося, учителя и администратора в школе информационная. Для деятельности такого рода в современном мире используются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В современной школе и Школе Будущего средства ИКТ также используются для информационной деятельности и доступа в контролируемое открытое пространство источников информации.

Каждому ученику - личное пространство

В 1999 году наша школа-новостройка на Юго-Востоке столицы по оснащению вполне соответствовала уровню того времени: два современных компьютерных класса, мультимедийный кабинет физики, лингафонный кабинет, теле- и видеоаппаратура, три компьютера в администрации, несколько черно-белых струйных принтеров.

Благотворительность помогает обучать педагогов

24 июня 2009 года было заключено соглашение между Департаментом образования и представительством корпорации Intel в России и других странах СНГ. Со стороны Intel в подписании документа принимал участие Джон ДЭЙВИС (John E. Davies), вице-президент и руководитель программы Intel World Ahead («Мир будущего»). Джон Дэйвис ответил на вопросы «УГ-Москвы».

Глобальная школьная лаборатория

Не за горами новый учебный год. Десятки миллионов российских детей займут места за школьными партами. А для нескольких тысяч пятиклассников и шестиклассников из 60 российских школ новый учебный год будет не совсем обычным - они не только придут в свой привычный класс, но еще и станут членами «виртуальной» естественно-научной лаборатории «ГлобалЛаб», разработанной учеными и педагогами Международной лаборатории инновационных образовательных технологий совместно с Российским национальным фондом подготовки кадров при финансовой поддержке фонда некоммерческих инициатив Дмитрия Зимина «Династия» и программы Intel «Обучение для будущего».

Компьютеров стало больше. Что дальше?

Информатика пришла в нашу начальную школу ровно 20 лет назад вместе с двенадцатью компьютерами «Агат». «Агат» был первым советским персональным компьютером, аналогом компьютера Apple II, тогда доминировавшего в американском образовании. В это время компьютер был дорогой и очень редкой диковиной. Практически невозможно было встретить его дома у учеников, и первое знакомство с компьютером происходило именно в школе.

Четвертый год эксперимента: трудно, но увлекательно!

Наш лицей работает в сетевой городской экспериментальной площадке «Школа информатизации» уже четвертый год. Направление, связанное с информатизацией школьной жизни, настолько обширно, что поле эксперимента накрывает все направления развития: и учебный процесс, и воспитательную работу, и деятельность вспомогательного персонала, и менеджмент. Еще несколько лет назад школы, в которых было более 50 компьютеров, можно было пересчитать по пальцам.

Готовы ли учитель и школа к информатизации?

Сегодня становится еще более очевидным, что наши учителя должны обладать профессиональной ИКТ-квалификацией в своих предметах. Давайте поразмышляем.

Изучение физики с использованием ИКТ

В 2007 году наша школа получила первый мобильный класс портативных компьютеров. Это открыло возможность интенсивного использования компьютера в роли инструмента учебной деятельности практически на каждом уроке физики. Экспериментировать я начал с 9-м классом. Выбор был обусловлен тем, что у меня к тому времени скопилось большое количество материала и наработок именно по этому классу: видеоролики экспериментов, тексты заданий для учащихся, рисунки, краткие конспекты теории. Весь этот материал я сделал доступным для поддержки самостоятельной работы учащихся, а заодно и для учителей.

ИКТ - стиль жизни

Наша школа всегда шагала в ногу со временем по дороге информатизации: с 1989 года - кружок информатики в начальной школе, с 1993 года - урок в расписании, с 1997 года - система интегрированных курсов по всем базовым предметам начальной школы, с 1999 года - участие в городских экспериментальных площадках, с 2002 года - опорное ОУ ГЭП «Развивающая среда начальной школы», с 2007 года - реализация модели «Школа информатизации».

Каждому нужна стартовая площадка для жизни в современном обществе

Наша школа - образовательное учреждение, работа которого с момента открытия в 1994 году была направлена на внедрение инноваций, разработку и внедрение новейших учебных программ и организацию учебного процесса с привлечением современных ИКТ-средств на всех его уровнях. В течение последних трех лет начиная с 2006-2007 учебного года школа работает в составе городской экспериментальной площадки «ЭИСП: школьное информационное пространство. Школа информатизации» (научные руководители - директор ЦИТУО Елена Булин-Соколова и ректор МИОО член-корреспондент РАН Алексей Семенов). Опыт работы в экспериментальных площадках Москвы позволил школе стать апробационной площадкой в федеральном проекте «Информатизация системы образования» (ИСО) в 2005-2008 годах, на базе которой отрабатывалась методика оценки и методической поддержки процесса информатизации образовательных учреждений в пилотных регионах проекта ИСО.

Иная жизнь в иной среде

Центр образования №1828 «Сабурово» - одно из первых образовательных учреждений Москвы, которое 20 лет назад, с самого начала своего существования, стало внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Школа, которая обучала в своих стенах около 3 тысяч учеников и имела почти 300 сотрудников, нуждалась прежде всего в оперативном управлении. Поэтому первые шаги в создании школьного информационного пространства были сделаны с целью внедрения ИКТ в управление школой.

Если вдруг в кабинете стало много компьютеров

Уже несколько лет основой для реальной информатизации образовательного процесса по всем предметам в Москве стала концепция «Школы информатизации», цель которой - повышение эффективности и качества освоения учащимися всех школьных предметов, применение в них ИКТ и метапредметных результатов (формирование умения искать, организовывать и передавать информацию). Учитель, желающий реализовать эту цель, получает поддержку своей школы и подает через Интернет анкету-заявку на участие в «Школе информатизации». Поддержка со стороны школы предполагает создание в школе информационной среды, в которой будет идти работа учителя и его учащихся, и поддержку такой работы (каналы связи, техническое обслуживание, доступ к компьютерам для учителя и учащихся после уроков, принятие нужных локальных актов). От учителя требуется формирование своей профессиональной ИКТ-компетентности, эта работа включает разработку курса с ИКТ-поддержкой по своему предмету в личном информационном пространстве, включаемом в информационную среду школы.

Строим школу будущего на основе перспективных практик

нашей гимназии в ходе реализации проекта «Строим школу будущего» было разработано и апробировано одно из направлений создания эффективной школы будущего - становление новых образовательных практик на основе использования современных информационных технологий.

Как много ждут от методиста

Работа методиста в век информационных технологий меняется коренным образом. «Концепция информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования Москвы» определяет его роль в условиях массовой информатизации и перехода образовательных учреждений на модель «Школы информатизации».

Выживает тот, кто лучше откликается на происходящие изменения

Центр образования «Царицыно» №548 - образовательный комплекс, в котором реализуются программы дошкольного, начального, основного и полного среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых. Детский сад, начальная, подростковая и старшая (профильная) школы расположены в четырех отдельных зданиях в границах трех муниципальных районов: Орехово-Северное, Орехово-Южное и Зябликово, в образовательный процесс вовлечена также загородная база центра в городе Видное.

Что такое учебная ИКТ-компетентность выпускника начальной школы?

Новый стандарт говорит о результатах образования в области ИКТ. ИКТ-компетентность выпускника начальной школы фигурирует в качестве задачи «Столичного образования-5». Давайте посмотрим, каких результатов мы уже достигаем в рамках эксперимента (экспериментальные площадки «Развивающая среда начальной школы», «Школьное информационное пространство») в десятках (а в некоторых случаях - в единицах) школ, ведь именно они основа для достижения ИКТ-компетентности в масштабах всей системы образования.

«Архимед» прописался в школе

Источником знаний и критерием их истинности в естественных науках (физике, химии, биологии и так далее) выступает естественно-научный эксперимент. Личностно ориентированная образовательная парадигма и неразрывно с ней связанный компетентностный подход к обучению приводят к выводу о том, что в учебном естественно-научном эксперименте ведущая роль должна принадлежать самостоятельному ученическому эксперименту, носящему по возможности исследовательский, а не репродуктивный характер. В какой же степени удается реализовать особую роль учебного эксперимента при обучении предметам образовательной области «Естествознание», определяемую экспериментальным характером естественных наук?

Школа информатизации

Когда сегодня говорят об инклюзивности образования, то под этим часто понимают включение наибольшего числа детей с ограничениями здоровья в образовательный процесс обычных школ (с физическим присутствием особенных детей в школе), а также приспособление среды школ (пандусы, туалеты и т. п.) для пребывания в них таких детей. Это - важное направление (если не доводить его до крайности). Однако не менее, а, может быть, еще более важно в максимальной степени обеспечить включение в учебную и социальную жизнь детей, которые все-таки не смогут присутствовать в том же физическом пространстве, что и другие дети, но смогут жить и учиться вместе с ними в виртуальном пространстве. Возможна (и очень продуктивна) и комбинация физического и виртуального присутствия. О такой модели инклюзивного образования идет речь в нашей статье.

Системе образования как выразитель забот

По единодушному мнению не только делегатов, но и гостей пятой отчетно-выборной конференции территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Западного округа Москвы, работа профсоюза за последнее пятилетие заслуживает оценки «отлично».

Каждая организация жива настолько, насколько она способна к изменениям

Сейчас, в условиях кризиса, особенно важен баланс разумных интересов образовательного учреждения в целом и отдельных членов коллектива. Этот баланс может поддерживать профсоюзная организация. Это сложно, поскольку увеличился спрос на профессию педагога, в образование возвращаются педагоги, вливаются новые кадры, возникает конкуренция. Жизнь стала стабильнее, это заметно и в кризисной ситуации. Хотя кризис чувствуется и в системе образования.

За свои педагогические ошибки приходится платить дорого

Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и от ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги. Поэтому в конечном счете имеет значение не сам факт, что педагог ошибается, а то, как часто и какие именно шибки допускает.

Почему дети становятся жестокими?

Моя педагогическая деятельность началась совсем недавно, с весны 2009 года, с должности воспитателя в ГПД. Практически с первых дней работы я заметила, что у детей постоянно происходят какие-то конфликты друг с другом и, что самое главное, решаются они зачастую с применением силы. Немного привыкнув к детям, я попыталась разобраться, почему же так происходит, почему малейшая ссора или разногласие решаются кулаками. Хочу добавить, что группа моя смешанная - состоит из детей первого и второго классов. Также меня волновал вопрос: только ли в моей группе так?

Музыка сама открывает мир высоких чувств и делает духовно богаче

Первое сентябрьское утро... Цветы... Холодно. Но постепенно теплеет. Позади педагогический университет, вступительные экзамены в аспирантуру... А впереди? Впереди уроки, смех и, конечно же, мои первые ученики!

На первом месте - человек

Ольга ТРИШИНА, председатель Восточной окружной организации профсоюза: - Алгоритм наших действий был прост по сути, но сложен по выполнению, ведь на сегодняшний день общество в известной мере сворачивает свою социальную политику, сокращает и социальные гарантии. В противовес этому стратегия и тактика нашей деятельности определяются запросами членов профсоюза. В нашем профсоюзном мире должно быть найдено место каждому педагогу! Что такое наш профсоюзный мир? Это цели, задачи, инструменты для их выполнения, союзники, коллеги и конечный результат.

Когда ребенок живет в молчании...

Александра Коростелева, учитель-логопед ДОУ №2377: - Я работаю логопедом в детском саду компенсирующего вида. У нас находятся дети с разными диагнозами, заболеваниями. Много лет я училась понимать этих детей, воспитывать и обучать их. Много книг было прочитано, много методик опробовано. И ведь как много методик создано для коррекции и обучения ребенка с тем или иным диагнозом!

Многое зависит от среды

Дмитрий ЛУБНИН, учитель школы №1308

У нас прекрасная и благородная профессия. Люди хранят в своей памяти яркие воспоминания, которые связаны со школой, с любимым учителем. Именно в детстве, когда начинают формироваться сознание человека, его взгляды и убеждения, всегда рядом находится учитель. Интерес к знанию, который зажигается в школьные годы, должен развиваться и сохраняться на всю жизнь.

Жюри извлекло полезные уроки

Завершился общероссийский конкурс на звание лучшего профсоюзного уполномоченного по охране труда, проводимый Центральным комитетом Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Столичный профактив не только принял активное участие в городском этапе конкурса, но и достойно проявил себя на федеральном уровне.

Спрашиваете? Отвечаем!

- Кто работодатель в образовательном учреждении? Можно ли считать, что это директор ОУ?

Наша политика - политика социального партнерства

Галина БОРИСОВА, председатель Северо-Западной окружной профсоюзной организации: - Отчетный период легким и простым не назовешь. Все было - успехи и неудачи, радости побед и некоторое разочарование от нерешенных проблем. Но основная тенденция развития и жизни нашей территориальной организации сегодня позитивна. В нас верят и нам доверяют.

Возможности есть, главное - ими правильно воспользоваться

Конкурс

Дарья Волоснова, учитель географии лицея №1574: - Можно ли говорить, что существуют сильные региональные различия между учителями разных субъектов нашей страны? Не знаю.

Накормите студента, и он будет отличником

В Государственной Думе состоялось расширенное заседание Координационного совета по питанию московских студентов, в котором приняли участие члены вузовских профкомов и вузовские преподаватели, депутаты, работники комбинатов питания, пищевики, аграрии, диетологи и медики, а также члены Всероссийского педагогического собрания.

Так нужно, но так трудно быть примером для детей

Екатерина ГУЛИДОВА, учитель информатики лицея №1574: - Учитель - профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.

На Севере говорят на итальянском языке и хотят его преподавать

Наталья ШУЛЕЙКИНА, председатель Северной окружной организации профсоюза: - При подготовке к конференции были проведены четыре районные кустовые конференции в ЦО №1487, школах №№ 694, 223 и 141, где прозвучал отчет о деятельности нашей профсоюзной организации. Какие же задачи были определены предыдущей окружной конференцией и как мы их выполняли?

Прекрасно то, что есть моя планета

Светлана ЩЕГОЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1288: - Я работаю на Планете Детей. «Как так? - наверняка спросит кто-то. - Нет такой планеты. И звезды нет. И Галактики тоже нет». Мне останется лишь согласиться, разведя руками. Действительно, этой планеты нет в справочниках по астрономии, а видные ученые, изучившие звездное небо вдоль и поперек, лишь неопределенно пожмут плечами на все вопросы о ней. И все-таки я работаю на Планете Детей. Просто так получилось, что утром первого сентября я «высадилась» в одной из ее точек - школе №1288.

Будешь активен, добьешься многого

Артур МАКСАЕВ, учитель английского языка и экономики школы №461: - Решение задачи обеспечения системы московского образования квалифицированными педагогическими кадрами, закрепления их в отрасли, улучшения качественных характеристик кадрового потенциала стала одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства Москвы и Департамента образования. Оно должно удовлетворить потребность образовательных учреждений города в педагогических кадрах, обеспечить своевременную ротацию и пополнение квалифицированными кадрами школы, что в свою очередь позволит повысить уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями времени и общества. Наибольшие надежды в реализации этих задач возлагаются на будущее московского образования - молодых учителей.

Принцип аналогии

Распространяется ли он на филиалы?

Вопросы, связанные с правовым регулированием порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, необходимо рассматривать в комплексе, соблюдая интересы педагогических коллективов, родителей и учеников. Как это сделать? Об этом рассказывает секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Жанна ОСИПЦОВА.

Что имеется в виду?

Правовые подходы к модернизации типологии образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы

Типология образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования, вызывает многочисленные коллизии при применении на практике и нуждается в существенной модернизации. Среди таких образовательных учреждений сегодня выделены более 10 типов (а в их рамках - более 30 видов). Приходится констатировать чрезмерную дробность типов и видов и полное отсутствие единой критериальной базы. Возникает вопрос: что делать? На него дает подробный ответ кандидат юридических наук, директор Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики Артемий РОЖКОВ.

Молодые педагоги Москвы на Черноморском побережье

Инициативные и активные, изобретательные и любознательные, задорные и находчивые, спортивные и отважные! Это все о них - участниках ставшего уже традиционным выездного семинара для молодых педагогов в поселке Витязево города Анапы.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.