Окончание. Начало в № 44

Авторы: О.Кулыгина - учитель истории школы №68 г. Рязани; А.Леваков - учитель истории Дубровической школы Рязанского района, методист РИРО; М.Тимакова - учитель истории школы №20 г.Рязани; Л.Омельченко - учитель истории школы №1 г.Скопина.

В ходе занятия учащиеся смогут: уточнить понятие «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, варианты их разрешения; анализировать конфликтные ситуации из жизни; взаимодействовать в группе.

По результатам занятия учащиеся смогут: грамотно оперировать понятием «конфликт»; приводить примеры конфликтов различных видов; высказывать свое мнение о причинах возникновения и способах разрешения конфликтов.

Ход занятия

Ученики делятся на 5 групп.

Ролевая игра.

Трое учащихся изображают опоздавших учеников, которые, войдя в класс, продолжают ссориться. Учитель просит остальных определить, что происходит на их глазах. Варианты ответов: ссора, спор, конфликт.

Учитель просит учащихся сообщить, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт». Ассоциативный ряд записывается на доске.

Задание группам: пользуясь словами ассоциативного ряда, составить определение понятия «конфликт». По окончании работы группы представляют свои варианты определений. Задание всем учащимся: выделить ключевые слова (или провести сравнение полученных определений с тем, которое дано в словаре или учебнике). Педагог может отметить, что в современной науке нет единого подхода к определению конфликта, поэтому собственное определение имеет право на существование в том случае, если оно выделяет основные (ключевые) признаки данного явления.

Виды конфликтов.

Учитель сообщает, что любая классификация конфликтов условна, но тем не менее ученые предлагают дать название некоторым группам конфликтов.

Задание группам: на основе полученных материалов (учебники с закладками) определить вид конфликта, причины его возникновения, особенности, способы разрешения и представить в виде схемы или плаката.

Виды конфликтов и их примеры: конфессиональные, семейные, политические, групповые, этнические.

Учитель может предложить учащимся привести примеры на каждый вид.

Рефлексия.

Учитель просит учащихся вернуться к ролевой игре, представленной в начале урока. Можно ли отнести этот конфликт к одному из названных выше?

Учащиеся делают вывод, что это еще один вид конфликта, не названный на уроке, его можно определить как межличностный конфликт.

Предлагается подумать о том, как этот конфликт мог быть разрешен. И к каким последствиям для его участников мог бы привести тот или иной способ разрешения конфликта.

Одна из групп получает задание ответить на вопрос «Может ли конфликт быть позитивным?»

Педагогический совет на тему «Активная школа»

Авторы: В.Бутрин - зам.директора гимназии №5 г.Рязани, учитель истории; В.Куканчиков - учитель ОБЖ и права Скопинского района; Л.Козлова - руководитель методобъединения учителей истории Кораблинского района; Л.Разина - зам.директора школы №56 г.Рязани, Е.Воробьева - учитель истории школы №22 г.Рязани; Л.Попова - методист, зам.директора школы №3 г.Рязани.

Ожидаемые результаты: участники педагогического совета смогут познакомиться с документами, характеризующими активную школу; определить, подходит ли наша школа к модели активной школы; выделить факторы, препятствующие переходу к построению модели активной школы.

Ход педсовета

Выступление представителя школьной администрации, в котором сообщается об участии школы в общегородском проекте построения открытой образовательной среды г.Рязани. Предлагается изучить описанные в литературе модели школы. В качестве основы для работы заявляется методическое пособие «Активная школа».

Индивидуальная работа учителей с опросным листом:

1. Что такое активная школа? 2. Как вы считаете, можно ли назвать нашу школу активной? 3. Что позволяет судить об этом?

Сначала даются ответы до педсовета, затем после педсовета.

Деление на малые группы.

Задание группам: познакомиться с документами, характеризующими модель активной школы (пособие «Активная школа»). Определить, есть ли в нашей школе составляющие активной школы. Если нет, то что мешает формированию активной школы?

Представление результатов работы групп.

Коллективное обсуждение факторов, препятствующих развитию школы по модели активной школы. Факторы в ходе обсуждения выписываются на доске.

Работа в малых группах. Задание: предложить пути преодоления данных факторов. Выработка коллективного решения. Принятие решения педсовета.

Рефлексия. На большом листе - круг с тремя секторами, в одном - «форма проведения», в другом - «раскрытие темы», в третьем - «удовлетворенность результатами работы».

На столе лежат листочки с липким краем трех цветов: красный - все устраивает; синий - частично устраивает; зеленый - не устраивает.

Участники педсовета поочередно подходят к ватманскому листу и к секторам прикрепляют листы соответствующего цвета. Качество проведенного педсовета оценено.

Тема: «Гарантии прав и свобод человека. Судебная защита прав человека»

Автор: Г.Жигулина - учитель истории учебного хозяйства Стенькино Рязанского района.

В ходе занятия учащиеся смогут: узнать, как можно защитить свои права; понять, как важно уметь это делать; получить представления о правовом государстве и независимом суде; узнать о механизмах судебной защиты своих прав.

Термины: правовое государство, суд.

Ход занятия

Формирование четырех малых групп.

Мотивация. Учитель предлагает учащимся выбрать одно из высказываний, которое, на их взгляд, более всего соответствует теме урока.

Могут быть предложены следующие высказывания:

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно, на чьей стороне право.

В. Гюго

Не берись судить других прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.

Эпиктет

Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам.

Р.Стивенсон

Известный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Цицерон

Человек беспристрастный и вдумчивый никогда не торопится произнести свой приговор.

Г.Филдинг

Учитель просит проголосовать за выбранный эпиграф. После этого просит прокомментировать причину того или иного выбора.

Как можно защитить права и свободы человека в России?

Задание малым группам учащихся: вспомнить ситуацию из своего личного жизненного опыта (опыта друзей или родных), когда приходилось отстаивать свои права, укажите мотив (причину), по которому было принято решение отстоять свои права, а также назовите способ защиты своих прав.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что вы чувствовали, вспоминая этот случай? В какой помощи в тот момент вы больше всего нуждались?

«Мозговой штурм».

Надо назвать организации и лица, которые могли бы оказать помощь в защите прав человека. Все предложения фиксируются на доске. Затем проводится группировка названных положений. Выбирается принцип, по которому это можно сделать (например, общественные организации и их представители и государственные структуры).

Учитель предлагает более подробно остановиться на судебной защите прав и свобод человека.

Работа над понятиями «правовое государство» и «суд». Учащиеся составляют определения из словесного конструктора. Могут получиться такие определения: понятие «правовое государство» - это государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Понятие «суд» - орган государства, охраняющий от всяких посягательств интересы общества и граждан путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Механизм судебной защиты прав и свобод человека.

Учащиеся получают карточки с описанием дел, рассмотренных в судах различных инстанций, связанных с защитой прав и свобод граждан. Задание: выяснить, по какому поводу был предъявлен тот или иной иск; какова была процедура рассмотрения дела, что нужно знать и уметь гражданину, чтобы обратиться за судебной защитой своих прав.

По итогам работы группы презентуют полученный результат. Составляется совместная памятка: «Чтобы уметь защищать свои права...»

Рефлексия. Учащиеся возвращаются к эпиграфам. Учитель вновь просит их выбрать один, который в большей степени соответствует теме урока. Результат выбора не озвучивается. Учащиеся получают задание написать эссе по избранной ими теме (высказыванию).

Тема: «Религия - источник конфликтов или...?». 10-11-й классы

Авторы: Н.Лебедева - зам.директора, учитель истории школы №56 г.Рязани; А.Ивонин - учитель ОБЖ, права школы №3 г.Рязани; Н.Радина - учитель истории школы №68 г.Рязани; Л.Агафонова - руководитель районного методобъединения, учитель истории школы №2 п.Шилово; Л.Качурина - учитель истории школы №60 г.Рязани.

В ходе занятия учащиеся смогут: выделить сходство и различие основ мировых религий; уточнить понятия «религиозный экстремизм», «атеизм», «толерантность»; моделировать жизненные ситуации, связанные с конфессиональными особенностями, выполнять проблемные задания по теме, взаимодействовать в парах и группах.

Ход урока

На доске написаны слова: крестовые походы, еретики, ваххабизм, фанатизм, неверные, инквизиция, религиозные войны, джихад, крестоносцы, охота на ведьм.

Как вы думаете, что объединяет все эти понятия?

Предполагается, что старшеклассники отметят связь понятий, выписанных на доске - с религией, могут также определить, что внимание в этом ряде слов акцентируется на воинственном характере религий, их агрессивном характере.

Учитель отмечает, что современные публикации в печати позволяют нам думать о том, что можно поставить знак равенства между исламом и международным терроризмом. В средние века подобная (агрессивная) позиция связывалась с деятельностью христианской католической церкви (религиозные войны, реформация, инквизиция и т.д.).

Можно ли утверждать, что мировые религии изначально агрессивны и толкают человечество на грань войны?

Формирование групп.

Учитель просит учащихся вспомнить, какие мировые религии им известны.

Называются буддизм, ислам, христианство. Учитель может предложить включить в этот перечень атеизм, поскольку современные теософы относят данное отношение к Богу (его отрицание) к одной из разновидностей вероисповеданий, более того, атеизм был весьма распространенным (официально господствовавшим) отношением к религии в советский период отечественной истории. Многие люди в сегодняшней России считают себя атеистами.

Могут быть подготовлены такие высказывания:

Буддизм.

Главная цель человека - самосовершенствование. Главное божество - Будда. Вера в переселение душ. Возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Священная книга - Трипитака.

Ислам.

Религия зародилась на Аравийском полуострове. Основатель - Мухаммед. Поклонение Аллаху. В мире насчитывается более 900 млн. приверженцев. Книга верующих - Коран.

Христианство.

Главная книга - Библия. Религия возникла в I в. нашей эры среди евреев Палестины. Последователей религии в современном мире - более 1 млрд. человек. Вера в Иисуса Христа как Спасителя человечества. Разделилось на католичество и православие.

Атеизм.

Отрицание Бога. Одна из составляющих марксистской идеологии. Критика всех, кто верит в Бога. Официальная идеология советского государства. Опора на научные достижения.

Работа в малых группах. Представьте, что вы - проповедники. Ваша задача на основе документов (выдержки из Библии, Корана, моральных основ атеизма по П.Лаврову, моральных основ буддизма) составить и произнести убедительную речь, в которой подчеркнуть наиболее яркие, привлекательные черты вашей религии. Выступать может как один человек от группы, так и вся группа.

Отмечаются привлекательные черты мировых религий.

Задание каждой группе: выделить общие ценности, характерные для всех религий.

В результате работы каждая группа называет по одной общей ценности.

Учащиеся могут сказать, что все религии имеют много общего. Во главу угла ставят добро, доброе отношение людей друг к другу и к природе. Все эти общие черты сегодня принято называть общечеловеческими ценностями. Этика атеизма во многом вобрала в себя основы моральных принципов древнейших религий мира.

Рефлексия. Учитель возвращает учащихся к началу урока и к тому вопросу, который был задан как ключевой вопрос урока: можно ли утверждать, что мировые религии изначально агрессивны и толкают человечество на грань войны? Учащиеся высказываются по кругу, кратко, без повторов. Учитель обращает внимание на то, что выводы урока связывают общечеловеческие моральные принципы с религиозными нормами. Религии имеют огромный позитивный потенциал, дружелюбны, миролюбивы, толерантны, но не агрессивны.

Так почему же на религиозной почве возникают (возникали) конфликты? Что является источником терроризма в сегодняшнем мире?

Людмила МОСТЯЕВА,

преподаватель Рязанского института развития образования