Весь класс включился в дискуссию. Посыпался настоящий «град» фактов, проблем и предложений. Начался «мозговой штурм», в результате которого был выявлен широкий спектр вопросов как благоустройства села, так и вопросов жизнедеятельности жителей в различных сферах. А как представления учеников соотносятся с точкой зрения жителей села?

Они решили провести опрос общественного мнения жителей с. Писаревка по теме: «Какие вопросы благоустройства села больше всего волнуют население?».

Совместно с консультантом проекта детьми был составлен план проведения социологического опроса населения. По результатам проведенного социологического опроса и зафиксированным с помощью фотоаппарата фактам команда выбирает тему социального проекта «Чистая остановка - лицо села».

После определения проблемы начался сбор информации и ее анализ. Учениками был определен круг источников по проблеме благоустройства автобусной остановки:

газеты: «Брянская учительская газета», «Унечская газета», «Брянские факты», «Добрая дорога детства»; журнал «Воспитание школьников»; передачи местного радио и телевидения. Рассмотрены документы и материалы: Конституция РФ; законодательные акты РФ; действующие программы благоустройства в Унечском районе, план мероприятий администрации Писаревского сельсовета по благоустройству села.

Разделившись на микрогруппы, ребята продолжили работу над проектом. Группа «Информбюро» изучала материалы СМИ и законодательные документы по данной проблеме. Группа «Дело» направлялась в бухгалтерию сельской администрации за консультацией по составлению сметы расходов. «Социологи» организовали социальную переписку. Ребята направили письма в дорожный отдел г.Унеча, в сельскую администрацию, к частным предпринимателям с просьбой о получении необходимой информации и привлечении к решению проблемы благоустройства остановки. «Активисты» решили обратиться к жителям села, пассажирам автотранспорта с призывом бережно относиться к имуществу остановки. Провели серию встреч с компетентными лицами, с представителями организаций, занимающихся вопросами благоустройства остановки: с и.о. главы администрации сельсовета, с начальником дорожного отдела, с рабочими дорожного отдела, с жителями села, с частными предпринимателями, с директором и педколлективом школы.

Работая с нормативными документами, ученики знакомились с практическим применением законов, распоряжений различных структур власти на территории села. Совместно с классным руководителем, социальным педагогом, пионервожатой учились проводить мини-пикеты и мини-демонстрации, сотрудничать, общаться со взрослыми во время интервью на улице, во дворах, на автобусной остановке.

Вот список полученных документов:

Постановление главы района «Об организации соревнования на лучший дом, улицу, сельскую администрацию».

План мероприятий сельсовета по благоустройству территории села.

Материалы рейдов по благоустройству города и района.

Статьи из Административного кодекса Брянской области.

Смета расходов по ремонту остановки.

Наша команда побывала также на приеме у главы администрации района Александра Николаевича Макарова. Из беседы и интервью с главой мы узнали, сколько рублей в год выделяется на благоустройство района. На приеме у юрисконсульта познакомились с законодательной базой по данной проблеме. Существует закон об административной ответственности, в соответствии с которым определена система штрафов за нарушение правил благоустройства. Дорожный отдел г. Унеча несет прямую ответственность за состояние дел по ремонту остановки и благоустройству прилегающей территории. И наши действия по привлечению дорожного отдела к выполнению своих обязанностей правомочны!

Ребята обратились к СМИ и обнаружили статьи, заметки, очерки о ходе работ в районе по благоустройству территории. Узнали о том, что Унечский район стал победителем в соревновании, проводимом среди районов области по благоустройству территорий.

Проведя анализ полученной информации, сделали вывод:

1. Ответственность за ремонт остановки лежит на дорожном отделе г. Унеча.

2. Граждане обязаны беречь государственное имущество.

3. Работа над проектом по силам нашей команде.

Проведя анализ полученных документов, работая в микрогруппах, класс разработал собственный вариант решения проблемы благоустройства остановки:

призвать общественность к бережному отношению к имуществу остановки, а для этого провести мини-демонстрацию, устроить мини-пикеты, выпустить листовки;

направить заметку о работе над проектом в районную газету;

привлечь дорожный отдел г. Унеча к выполнению своих обязанностей по ремонту остановки;

организовать покраску стен и скамеек остановки и собственными силами очистить территорию от мусора.Только вместе, только сообща можно было решить данную проблему и улучшить нашу жизнь.

В ходе всей работы над проектом постоянно делался акцент на то, что дети занимаются важным, общественно значимым делом. Преображая внешний вид остановки, а значит, и села - своей малой Родины, они проявляют подлинный патриотизм, становятся настоящими гражданами своей страны, ответственными за ее благополучие.

Получив в дорожном отделе положительный ответ на свою просьбу о ремонте остановки, ребята с нетерпением ждали приезда ремонтной бригады.

Работники дорожного отдела встретились с ними, пожали им руки, поблагодарили за активную жизненную позицию и принялись за дело.

На следующий день ребята привели своих родителей и друзей, чтобы провести покраску остановки и уборку прилегающей территории.

Из материалов социального проекта: «В ходе работы над проектом мы испытывали гордость от того, что занимаемся очень важным делом. Преображая внешний вид остановки, мы преображали внешний вид села, а значит, и своей малой родины. При встречах с местными жителями, во время мини-демонстраций мы ощущали их поддержку. Мы направили письма в администрацию сельсовета, где нам помогли составить смету расходов, дали справку о состоянии дел и направили ходатайство в дорожный отдел.

Для контроля за состоянием остановки мы организовали «Патруль порядка».

Совместными усилиями преобразили остановку. Стало чисто, красиво, уютно!»

Рефлексия

Проведя рефлексию на заключительном этапе, ученики назвали новые качества и умения, которыми они овладели в совместной деятельности по реализации проекта «Чистая остановка - лицо села»:

«Мы стали дружнее и сплоченнее».

«Нам было интересно и весело работать вместе».

«Мы узнали, как решать настоящие, серьезные проблемы».

«Мы научились обращаться в различные организации и привлекать их к содействию».

Иван Антипов, ученик 6-го класса Писаревской школы Унечского района:

- В прошлом учебном году наш класс решал проблему сохранения и благоустройства автобусной остановки. Она была в ужасном состоянии. От ее стен отрывали металлические листы, скоро осталась бы одна крыша и пассажирам негде было бы укрыться от непогоды.

И вот нашу команду пригласили на финал Всероссийской акции «Я - гражданин России», который проходил в городе Воронеже. На конкурс приехали двадцать делегаций из разных регионов России, даже из Сахалина и Алтайского края. Эти команды, как и мы, занимались проектированием: кто-то установил обелиски и памятные доски, а о ВОВ было больше всего проектов, потому, что 2005 год - это год нашей Победы. Еще были проекты, связанные с экологией, им даже вручили специальные призы. Некоторые команды установили светофоры и дорожные знаки, интересными были проекты, в которых школьники организовали лечение детей-инвалидов. Это тысячи полезных дел! Мы познакомились и подружились со многими ребятами.

За победу и участие в финале V Всероссийской акции «Я - гражданин России» команда школы с. Писаревка была награждена дипломами Минобрнауки РФ, Общественной палаты Воронежской области, кубком «За активную гражданскую позицию».

Валентина АНТИПОВА,

заместитель директора школы

Брянская область