Поиск средств для формирования интеллектуальных, познавательных и творческих способностей школьников в процессе обучения стал важнейшей задачей современного образования. Основой для решения обозначенной проблемы является деятельностная система обучения, идущая от развития сущностных сил человека. Этому способствует создание условий для плодотворного использования каждым ребенком своих резервов. Одним из таких условий является организация самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности детей на уроке.

В ходе самостоятельного решения поисковых задач интеллектуальное воспитание становится продуктивным. У ребят формируется компетентность, инициатива, творчество, уникальность склада ума.

Для того, чтобы ребенку вступать во взрослую жизнь, мало быть умным. Образованность должна иметь нравственную и духовную основу, которая также может закладываться в процессе поисковой деятельности школьников. Общение друг с другом, чтение книг, решение познавательных задач, сотрудничество с учителем или руководителем - это благоприятные факторы для воспитания личности ребенка.

Учителю принадлежит роль организатора учебно-воспитательного процесса, который должен быть нацелен на развитие природосообразных качеств личности. Но психологической наукой установлено, что дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных «размерах». Известный психолог и педагог Л.Выготский писал по этому поводу: «Судьба в ходе обучения у детей должна быть различной». И эту разницу он обозначил понятием «зоны ближайшего развития».

Уровень актуального развития характеризует успехи ребенка на вчерашний день, а зона ближайшего развития - на завтрашний. «Созревание ума ребенка - это процесс, который вырастает медленно, имея много скачков и зигзагов», - пишет Л.Выготский.

Зона ближайшего развития дает возможность учителю понимать внутренний ход развития ребенка и определять не только то, что уже достигнуто, но и то, что находится в процессе созревания.

Ведение самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащимися - это еще одна возможность для учителя обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Функция педагога меняется в рамках этого вида деятельности, т.к. школа обучает ребенка не тому, что он уже умеет делать, а тому, что он делает под руководством. Поэтому функция учителя как организатора учебного процесса должна стать ведущей.

Зона ближайшего развития ученика определяет оптимальные условия его обучения. Использование на уроке поисковой и исследовательской работы обусловлено и возрастными особенностями школьников. Согласно операционной теории интеллекта Ф.Пиаже на стадии рефлексивного интеллекта (в 12-15 лет) у ребенка активно формируются категориальнологические схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения на основе формальных посылок без необходимости связи с конкретной действительностью. Следствием наличия таких схем является способность к комбинированию суждений с целью проверки их истинности или ложности, исследовательская познавательная позиция, а также возможность сознательно проверять ход как собственной, так и чужой мысли. Поэтому именно в 6-7-х классах имеет смысл начинать активно включать в работу со школьниками задания исследовательского и поискового характера, а учителю использовать частично-поисковый и исследовательский методы на уроке.

«Урок - это первый очаг, согревшись у которого человек стремится быть мыслителем», - писал В.Сухомлинский. А урок биологии - это постоянные открытия неизвестного в привычном, знакомом и на первый взгляд понятном мире окружающей живой природы, так же как урок граждановедения - это открытия в жизни общества, в котором ребенок существует. Содержание самого предмета обусловливает ведение исследовательской работы на занятиях, на одних он исследует законы природы, на вторых - законы общественного развития, и то и другое важно для становления личности.

Лариса КУРИШКИНА, учитель школы №33, Смоленск