Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей:

- Проблема информационной безопасности детей в России все больше обостряется, и это вызывает огромную озабоченность широких кругов общественности, деятелей науки, культуры, специалистов, работающих с детьми, и, конечно, родителей.

Два комитета: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей и Комитет по информационной политике - провели парламентские слушания «О совершенствовании законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в которых приняли участие представители 43 регионов России, ведущие ученые страны в области юриспруденции, социологии, психологии, медицины, педагогики и других наук, представители деловых кругов и гражданского общества, различных средств массовой информации, министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Проблемы, вынесенные нами на обсуждение, носят очень сложный и комплексный характер. К большому сожалению, наши дети взрослеют в условиях нарастающих информационных угроз, однако степень опасности проблемы и необходимость ее решения на всех уровнях государственной власти осознаются не в полной мере. Конкретные меры по обеспечению прав и законных интересов детей в информационной сфере не предпринимаются. Кризисная ситуация приводит к подрыву здоровья детей, разрушению их духовного мира и нравственных ценностей. Поток критики в адрес государственных органов, деятельности СМИ заставляет остро ставить вопросы о причинах сложившейся ситуации и поисках путей выхода из нее.

Активное развитие информационного общества безотлагательно требует создания современной правовой базы, отвечающей национальным интересам государства. Прежде всего речь должна идти об обязательствах государства по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения и механизмов их выполнения.

На рубеже 80-90-х годов Россия присоединилась к ряду конвенций мирового сообщества, гарантирующих права детей на развитие, образование и социальное обеспечение. Международное право провозглашает принцип приоритетности интересов детей, обеспечение государством их особой защиты, в том числе и в информационной сфере. К сожалению, эти ценности не находят своего воплощения по отношению к информационной политике в современном законодательстве, нормативных документах и ведомственной практике. Так, комплексная проверка исполнения законодательства в информационной сфере, проведенная прокуратурой города Москвы в 2004 году, свидетельствует о грубейших нарушениях оборота информационной продукции среди несовершеннолетних. По результатам проверки было возбуждено 46 уголовных дел, 18 дел - об административном производстве, в адрес государственных органов и должностных лиц внесено 74 представления.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает, как много проблем возникает в связи с защитой информационных прав ребенка в судебном и административном порядке. Во многом это объясняется, во-первых, неопределенностью понятийного аппарата; во-вторых, отсутствием правовых механизмов реализации установленных запретов и ограничения оборота недопустимой информационной продукции среди несовершеннолетних; в-третьих, отсутствием четкой регламентации ответственности за нарушение законодательства.

Анализ законодательства, включая утвержденные Правительством Российской Федерации положения о министерствах и ведомствах, показывает, что разработкой и реализацией программ по обеспечению информационной безопасности общества, а также осуществлением контроля за исполнением законодательства в данной сфере должны заниматься по меньшей мере восемь федеральных служб, агентств и других структур в системе государственных органов исполнительной власти. При этом за последние годы мы не получили от правительства ни одного законодательного предложения, направленного на обеспечение информационной безопасности подрастающего поколения. В отсутствие достаточных правовых гарантий реализации прав несовершеннолетних в информационной сфере законодательные органы субъектов Российской Федерации предпринимают самостоятельные шаги в этом направлении.

Мониторинг законодательства субъектов РФ, проведенный Комитетом Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей, показывает, что в 14 из них приняты законы и нормативные акты о защите общественной нравственности. При этом в Республике Алтай, в Краснодарском крае, в Тюменской, Камчатской областях действуют специальные законы, направленные на охрану интересов детей в сфере оборота информационной продукции. Но мы все, конечно, прекрасно понимаем, что обеспечить информационную безопасность в отдельно взятом регионе просто невозможно. В условиях развития глобальных компьютерных сетей, эфирных, спутниковых, кабельных и прочих средств коммуникации требуется более высокий уровень правового регулирования в данной сфере.

Поэтому крайне необходимо принятие специального, системного законодательного акта о гарантиях прав несовершеннолетних в информационной сфере, который призван: во-первых, обеспечить принципиально новую систему защиты детей от деструктивной информации; во-вторых, восполнить существенные пробелы российского законодательства с учетом норм международного права и зарубежного опыта регулирования оборота информационной продукции среди несовершеннолетних. Подчеркну, что многие страны ушли далеко вперед. В национальных законодательных актах Франции, Англии, Италии, Польши, Германии, США установлены строгие ограничения и запреты на распространение среди детей и молодежи вредной для них информации. Например, в Германии более 50 лет действуют законы о правовой защите молодежи в общественных местах от распространения материалов, вредных для нее.

Участникам парламентских слушаний мы предложили для обсуждения модель законопроекта о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, подготовленную группой ученых и специалистов, причем Комитет по делам женщин, семьи и детей выражает готовность к рассмотрению и других законодательных предложений.