Пушкинский дом имеет два названия - собственно Пушкинский дом и Институт русской литературы. Первое название - историческое, второе институт получил в 1930 году, сохранив при этом и свое историческое имя. Пушкинский дом - это прежде всего фонды и хранилища неоценимых коллекций. Несмотря на то, что начинался он как сокровищница рукописей и реликвий, связанных с Пушкиным и его эпохой, круг интересов Пушкинского дома расширился, и сюда вошли рукописи и реликвии писателей самых разных эпох от XVII до XX века. Как рассказал заместитель директора Пушкинского дома Юрий Прозоров, в настоящий момент Пушкинский дом включает в свой состав пять фондовых и двенадцать научных подразделений. Фондовые подразделения - это в первую очередь рукописный отдел, где хранится три миллиона рукописей русских писателей и общественных деятелей. Собственно, рукописный отдел считается одной из крупнейших библиотек страны по русской литературе, обладающей 700 тысячами томов.

К базовым фондохранилищам - рукописному отделу и литературному музею - примыкает двенадцатитысячное собрание древнерусских рукописей и старопечатных книг, изданных еще в XII веке. Среди них такие книги национального значения, как оригинальная рукопись Жития протопопа Аввакума. В Пушкинском доме существует и фонограммофонд.

- Однако фонды создаются не для того, чтобы лежать мертвым грузом, - пояснил Юрий Прозоров, - а для того, чтобы изучать, освещать культуру, поэтому создано двенадцать исследовательских отделов и групп, которые ведут разнообразную академическую работу научного характера. В частности, это издание академических собраний сочинений русских классиков, собраний памятников Древней Руси, фольклора, а также сопровождающие эти издания научные исследования, монографии, коллективные сборники, серийные труды, ежеквартальный журнал «Русская литература». За последние пять-шесть лет Пушкинский дом достиг уровня выпуска пятидесяти книг в год.

По словам заместителя директора Пушкинского дома Владимира Котельникова, Пушкинский дом - это, конечно же, Пушкин как фигура действующая, творческая в русской культуре:

- Мы сохраняем Пушкина как меру своей работы - интеллектуальную, общекультурную меру. В этой мере мы различаем три главных качества: историзм, полнота охвата материала и точность.

Что касается непосредственных плодов нашей деятельности, то уже можно сказать о предстоящей сенсации: в ноябре впервые выходит полный трехтомный словарь русских прозаиков, поэтов, драматургов XX и отчасти XXI века. В нем сосредоточено порядка тысячи имен, извлеченных их архивов, из гнезд провинциальной культурной жизни.

Также планируется новое издание сочинений Пушкина. Предполагается, что группой, занимающейся изучением литературы XVIII века, будет создано собрание сочинений Александра Сумарокова. Возможно, в перспективе мы доберемся до Петра Вяземского - известного деятеля литературы, культуры, политики пушкинской эпохи. Наполовину подготовлено собрание сочинений Константина Леонтьева. Зреет еще один замысел - летопись русской литературы XIX века.

Я поинтересовалась у директора Пушкинского дома Николая Скатова, как много неизученного остается в творчестве Пушкина?

- Все изучено и ничего не изучено, - ответил он. - Каждый человек, начинающий с Пушкина, являет собой бесконечность и снова и снова открывает своего Пушкина. Пушкин вроде бы определенен, константен, однако одно из открытий Пушкина - это возможность приходить к нему вновь и вновь. Пушкин - это воистину наше все, несмотря на заштампованность этой фразы. Уместно вспомнить первоначальное значение данных слов: Пушкин есть некое обобщение мировой культуры, которое сформировало русское национальное сознание.

Санкт-Петербург