Многоступенчатая подготовка

Статфакт

По данным опроса российских педвузов, проведенного МПГУ, из почти 1700 выпускников 1526 продолжили обучение по родственной педагогической специальности до получения квалификации «Учитель».

В 1992 году переход на многоступенчатую систему был разрешен 12 педвузам, в 1995-м их стало 40. Еще через пять лет их число сократилось до 32.

Одним из первых открывших еще в рамках эксперимента подготовку бакалавров и магистров и стал МПГУ.

- Хочу подчеркнуть, - сразу сказал мне ректор МПГУ Виктор Матросов, - переход на многоступенчатую систему подготовки происходил и происходит у нас на абсолютно добровольной основе. К примеру, часть наших факультетов: исторический, географический, химический, физической культуры по-прежнему выпускают только специалистов - учителей. А вот на филологическом факультете, кстати, одном из старейших, программы подготовки учителей сочетаются с обучением бакалавров и магистров. Здесь у нас до 10 учебных планов. Конечно, это дает широкую свободу нашим студентам, но, разумеется, преподавателям от такого разнообразия не просто.

- Скажите, с чем связано введение новых направлений в подготовке педагогов, не являются ли бакалавры и магистры просто данью моде, калькой с западной модели образования?

- Не думаю, что все дело в простом подражании. Есть сугубо объективные причины: появились новые типы образовательных учреждений и новые виды педагогической деятельности, которые не связаны с преподаванием конкретных предметов, а значит, для них не требуется квалификация «Учитель». Взять хотя бы дополнительное образование - студии, центры детского творчества, кружки. За последние 5 лет этих учреждений в России стало на 300 больше. В педагогах профессионального обучения нуждаются учебно-курсовые сети предприятий и организаций, различные министерства и ведомства, там ведь ежегодно готовят 1,7 миллиона человек. Наших выпускников приглашают на работу в центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения, в органы управления образованием, социальные службы. Кстати, новые факультеты нашего университета практически сразу перешли на многоуровневую подготовку. К примеру, на социологии, менеджменте есть бакалавриат, магистратура и специализация. Это дает мобильность выпускникам. Ну а магистров мы готовим для научно-исследовательской деятельности и педагогической работы, они в дальнейшем будут учиться в аспирантуре. В нормативных документах записано, что магистры могут в установленном порядке работать в общеобразовательных учреждениях, но это не основная их задача.

- И все-таки: чем может заниматься бакалавр в школе?

- Бытует мнение, что бакалавр - это учитель основной школы, а магистр - профильной. Мы с такой постановкой проблемы категорически не согласны. Учитель должен быть готов к работе на всех ступенях школы, включая профильную. Поэтому представлять дело так, что в профильной школе смогут работать только магистры или только выпускники классических университетов - явное упрощение. Бакалавриат и магистратура - это подготовка научных и научно-педагогических кадров, а не подготовка учителей. У них разные задачи, по-разному построенные стандарт и образовательный процесс. В первом поколении стандартов в программе у бакалавров была заложена профильная подготовка. Сейчас бакалавр уже не является основой подготовки учителя, а лишь ступенькой к магистратуре. У бакалавра есть высшее образование, но нет квалификации. Он может пойти на какую-то должность, а потом доучиваться. Бакалавр имеет право выбора, ему никто ничего не навязывает. И все же в школе бакалавры приживаются достаточно трудно. Думаю, их знаний для работы там недостаточно. Повторяю, они могут найти себе применение в кружковой работе, а также в учреждениях дополнительного образования. Программа специалиста ориентирована на школу, его обучают педагогике, психологии, дают основательные знания по предмету. У бакалавра общее педагогическое образование. Часть подготовки, так называемый профиль, позволяет ему сориентироваться в образовательной области, в которой он мог бы работать, но до школьного педагога-предметника большинству бакалавров приходится доучиваться на пятом курсе. В то же время мы понимаем: нельзя научить на всю жизнь, нужно дать основные знания. За время учебы в бакалавриате молодой человек, как правило, понимает, может он вообще быть учителем или нет. Большинство факультетов ведет прием студентов сразу либо в бакалавриат, либо на специальность. А вот на физическом факультете всех студентов принимают на специальность «Физика», затем после двух лет обучения дают возможность выбора: или продолжить обучение по специальности до получения квалификации «Учитель», или перевестись на обучение по направлению «Физико-математическое образование» (бакалавриат, магистратура). Такая открытая и гибкая система многоуровневой подготовки позволяет создать в университете максимальные возможности для выбора студентами своего индивидуального образовательного маршрута.

- Какие проблемы связаны с подготовкой магистров?

- Эта программа штучная и потому дорогостоящая. Думаю, ее стоит поручать ведущим педвузам, имеющим сильные научные школы.

- В области педнаук выделено семь направлений подготовки бакалавров и магистров. В каких вузах ведется подготовка по всем семи?

- Данные, полученные нами из центра госаккредитации в Йошкар-Оле на октябрь 2002 года, показывают, что по всем семи направлениям работает лишь РГПУ имени А.И. Герцена, головной вуз нашей системы в разработке научных основ и апробации многоуровневой подготовки педкадров. Кстати, мы в этом году открыли новые направления подготовки бакалавров и магистров, и сейчас у нас их тоже 7. По 6 направлениям подготовки из 7 сделаны выпуски в двух вузах: Волгоградском и Забайкальском госпедуниверситетах. По 5-6 направлениям подготовку ведут 9 вузов. Бакалавров и магистров больше всего готовят по направлению «Педагогика», а также физико-математическому и художественному образованию и менеджменту. Так что направления в области педобразования востребованы неравномерно.

- Виктор Леонидович, а какая роль сегодня отводится специалисту?

- Специалист - это учитель. Именно в такой квалификации потребность наших учебных заведений максимальная - до 93 процентов. Это традиционная подготовка педагога, и мы считаем ее определяющей, главной для России. Учитель готовится преподавать конкретный предмет, и хотя сейчас много рассуждений, что предметная подготовка устарела, но уже введение профильной школы подтверждает ее актуальность. Лицензия дает нашему университету возможность работать по разным направлениям. Учитель - основное направление подготовки. Если говорить о том, как дифференцировать подготовку учителя для основной и профильной школы, то здесь предлагается другая идея: бакалавра и магистра по специальности. Причем бакалавр по специальности будет работать в основной школе, а магистр по специальности - в профильной. Это связано с возможным присоединением к Болонской конвенции.