Первого сентября я была немного смущена. Ведь совсем недавно на этом школьном дворе стояли мои одиннадцатиклассники - нынешние студенты...

Пятиклассники, как маленькие воробышки, жались к родителям и к Ирине Геннадьевне. Первая моя задача была завоевать внимание ребят, уважение родителей. А значит, надо было сразу показать им, что мы - единое целое, что я буду стоять на страже их интересов, их коллектива.

По традиции лицея 1 сентября пятиклассники играют в «Путешествие по станциям города Знаний»: знакомятся с учителями, новыми кабинетами, учебными предметами и т.д. Первая наша победа - в первосентябрьском марафоне. Мы дружно кричали «Ура!», и родители, увидев довольные, счастливые лица детей, успокоились. Хороший знак!

На классном собрании, обменявшись мнениями и обсудив прошедший день, мы с ребятами говорили о том, что хорошо бы всегда быть впереди.

Уже через три недели родился девиз: «5-й «В» достоин чести быть всегда на первом месте!». Этому девизу мы следуем по сей день.

Я знакомилась с ребятами, наблюдала за ними, разговаривала со всем коллективом и отдельными детьми, и чем больше я их узнавала, тем яснее вырисовывался будущий образ нашей совместной работы.

Вот некоторые задачи, которые я ставила перед собой:

1. Сохранение «лица» класса, сформированного в начальной школе.

2. Обеспечение скорейшей адаптации ребят в среднем звене.

3. Сохранение и развитие интеллектуального потенциала класса.

К концу сентября на классном собрании мы приняли «Законы нашей жизни» и выбрали совет класса, который возглавил Витя Морозов - заместитель классного руководителя. Каждому коллективу нужны традиции: решено было сохранить уже сложившиеся и ввести новые.

В начальной школе ребята несколько раз посещали художественный музей. Интерес к искусству надо поддерживать, тем более что с 2002 года экскурсоводом в музее работает моя бывшая ученица Татьяна Кабина. Наше сотрудничество продолжается второй год. Татьяна интересно ведет лекторий абонемента «Мир искусства». Шестиклассники внимательно слушают и живо участвуют в диалоге о прекрасном. Экскурсии по Кремлю, по известным историческим местам Нижнего, по городам Нижегородской области - это тоже начинание Татьяны Кабиной.

К новым традициям можно отнести идею создания «Истории класса». Этот фотоальбом ученики класса ведут сами: рисуют, пишут, оформляют страницы. Не каждый класс может похвалиться таким общим делом.

У ребят сохранилась необходимость общаться с Ириной Геннадьевной. Шефская работа - тоже традиция: пятиклассники не просто ходят в гости, а помогают провести праздник, беседу, обустроить кабинет.

Итоги первой четверти показали, что переход в среднее звено почти не отразился на успеваемости ребят. Результаты окончания начальной школы:

отличников - 6,

хорошистов - 22,

троечников - 3.

Успеваемость в 1-й четверти 5-го класса:

отличников - 4,

хорошистов - 20,

троечников - 5.

Этот результат мы старались сохранить до конца года. Получилось. Молодцы!

На первом родительском собрании я провела анкетирование и выяснила, пап и мам волнует не только успеваемость их детей, но и душевное здоровье ребят, сохранение сплоченного коллектива. А то, что родительский коллектив сплочен, я чувствую постоянно.

Ярким событием прошлого учебного года стало рождение творческого коллектива «КЛАСС!». Театральное представление «Один день из жизни Винни-Пуха» стало результатом кропотливой работы учеников, родителей, классного руководителя. Выступление на районном смотре и Диплом III степени - свидетельство успеха.

Замечательный коллектив родителей помогает мне устраивать праздники, походы, посещать театры, поздравлять именинников и многое другое.

Задачами на новый учебный год стали:

- совершенствование форм общения;

- гражданское воспитание учащихся;

- подготовка к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- начало работы «Школы робинзонов» (тренировки и практические навыки туристической мудрости).

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - россиянин».

Цель программы

Воспитание личности с активной гражданской позицией, обладающей духовной культурой, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Задачи

Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.

Формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка.

Содействовать развитию творческих способностей.

Создать содружество детей, педагогов и родителей.

Направления воспитательной работы

Гражданско-патриотическое воспитание - программа «Я - гражданин России»;

интеллектуальное развитие учащихся - программа «Школа будущих академиков»;

эстетическое воспитание - программа «Школа искусств и этикета»;

спортивно-оздоровительное направление - программа «Школа выживания»;

социальное партнерство - программа «Семья».

Елена ПЕДЧЕНКО, учитель математики лицея №8, Нижний Новгород