Татьяна ЖУКОВА, президент русской Ассоциации школьных библиотек:

- Школьные библиотеки следует рассматривать как главный системообразующий элемент школы, который генерирует среду для развития творчества учеников и инновационной деятельности педагогов. Кроме того, это - важнейший воспитательный инструмент в школе. Библиотека по своей многовековой сути - это и зона толерантности, она всегда собирала книги на разных языках, о людях разных вер, наций, социального происхождения и тем самым учила всех терпимости. Именно сегодня библиотекарь может помочь растить из наших детей настоящих граждан, а не людей с потребительскими ценностями, лишенных исторической памяти. Вот поэтому работу библиотекаря следует рассматривать как серьезную педагогическую деятельность. Профессиональный, социально защищенный, на современном уровне подготовленный библиотекарь сможет реализовать многие педагогические задачи.

Ежегодно мы выезжаем на международные конгрессы информационных и библиотечных специалистов (ИФЛА). В этом году такой конгресс проходил в Осло, где на секции школьных библиотек специалисты из Южной Кореи сделали блестящий доклад. Так же, как и мы, они с 2001 года начали влиять на государственную политику в сфере школьных библиотек. Важно, что в этом они опирались прежде всего на инициативы и поддержку родителей и добились того, что сегодня в Южной Корее профинансирован пятилетний план развития школьных библиотек. К сожалению, в нашем обществе существует стереотип, облегченное понимание важности этой профессии. В прошлом году я вела спецкурс в Московском университете культуры и искусств. К сожалению, из всех выпускников только несколько человек пошли в библиотеки: очень низкая оплата труда, низкий статус профессии. Задача СМИ сегодня - помочь изменить общественное мнение к библиотекам как к важным инструментам, влияющим на качество жизни. Понятие «школьная библиотека» не существует ни в одном из российских законов. Нашим главным направлением остается создание современного пакета нормативных документов, стержнем которого должны явиться дополнения к федеральным законам об образовании и о библиотечном деле.

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат московской городской Думы, председатель комиссии по образованию:

- Школьная библиотека - одна из ключевых проблем образования. Могу привести один пример. В Думе после принятия каких-то поправок журналисты спрашивают в перерыве или после заседания, в чем заключается поправка. При этом они держат листок, где об этом все написано. У нас нет никакого опыта работы с документом, с первоисточником. Наша замечательная школа таких навыков не формирует вообще. Мы привыкли все воспринимать со слов учителя. Могу привести совсем уже неприличный пример. Вместе с профессором Дорофеевым мы были на одной международной конференции. Приехали поздно вечером. Получили какие-то портфельчики. Мы оба знаем язык. Стоим и не можем понять: все люди со всего мира знают, куда им идти, и никто ни у кого ничего не спрашивает, а мы - нет. Стоим в полном замешательстве. И все потому, что нас так обучили, нам нужно, чтобы кто-то дал нам информацию. Нам нужно, чтобы нам сказали. А в этом портфеле были бумаги, и в них написано: как разместиться, где лекции. Сейчас нет недостатка информации. Наоборот - переизбыток, и надо учить работать с этой информацией. И поэтому у библиотеки сегодня другая роль в школе, и без нее нельзя дать полноценного образования.

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение»:

- Школьная библиотека - это ядро некой образовательной среды, которая в значительной степени формирует ребенка как личность, которая является одним из главных источников знания. Задачи, стоящие перед системой образования в советское время, прекрасно решались. Одним из важнейших элементов решения этих задач были школьные библиотеки. В последнее время произошел разрыв информационно-образовательной среды. За счет чего? Школьные библиотеки в обязательном порядке получали один экземпляр всех энциклопедий, один экземпляр научно-популярной литературы, они получали колоссальное количество журналов: «Знание - сила», «Юный натуралист», «Моделист-конструктор» и так далее. И все это служило серьезным механизмом расширения тех образовательных возможностей, которые школа предоставляла ребенку. 1990-е годы принесли кроме прочих проблем еще и такую - школьные библиотеки перестали финансироваться, они не могут обновлять фонды не только дополнительной литературы, но и основной. В результате информационное пространство ребенка резко сузилось. И мы получили то, что получили. Резкое снижение уровня образованности наших учеников - это результат разрушения информационно-образовательного пространства.

Главную задачу, стоящую сегодня, я бы сформулировал шире: библиотека - это информационно-образовательный центр в школе. Если мы хотим реально перейти на новые информационно-образовательные технологии, если мы говорим про профильное обучение и проектную деятельность, то мы должны прежде всего разобраться с содержанием образования.

На сегодняшний день необходимо решать с точки зрения библиотек несколько важных задач. Первое: создание электронной программы, которая бы унифицировала и обеспечивала функционирование школьных библиотек на всей территории Российской Федерации. Второе: создание контента, содержания, которое было бы доступно детям и которое любой ребенок смог бы получить. Третье: необходима целевая подготовка учителей и школьных библиотекарей, которые были бы способны стать навигаторами для детишек-школьников. Это достаточно серьезная педагогическая задача. Информатизация школьных библиотек должна начинаться, по-моему, именно с этого. Поставить туда компьютеры, протащить оптику - не вопрос. Дальше что? Основная и самая дорогая проблема кроется в контенте. Нужен ли закон о школьных библиотеках? По-моему, должен быть закон «Об образовании», который бы жестко регламентировал все стороны жизни школы, в том числе такое понятие, как стандарт. А под ним надо понимать не только содержание образования - чему учить, но и контроль того, чему учить. А самое главное - ресурсное обеспечение: за счет чего учить и какие деньги на это направлять. Какой быть школьной библиотеке, должны определить педагоги, а не библиотекари, не экономисты, не финансисты, что у нас происходит в последнее время.

Татьяна ЖУКОВА:

- Все, о чем мы сегодня говорили, - это части одной комплексной программы. Нельзя заниматься информатизацией, забывая о социальном статусе библиотекаря, о его профессиональной защите, подготовке и переподготовке. Ведь школьный библиотекарь сегодня все еще приравнен к обслуживающему персоналу.

В 2005 году завершается реализация Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы, утвержденной законом Российской Федерации №51-ФЗ от 10.04.2000. Одновременно с этой Федеральной программой реализовывались другие, например: «Развитие единой образовательной информационной среды» (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 №630); «Русский язык» на 2002-2005 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 №712).

В настоящее время можно говорить о слабой результативности отдельных направлений и мероприятий программы, которые обусловлены недостаточно четким формулированием приоритетов и отсутствием внимания к школьным библиотекам как ресурсным центрам школы и единой образовательной среды. В связи с этим при разработке Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы мы предлагаем интегрировать в систему существующих целевых программ новые программы, в частности, Федеральную программу развития школьных библиотек (ФПРШБ). Эта программа будет решать комплексно все проблемы и создаст условия для устойчивого развития школьных библиотек как залога опережающего образования.

Другая острая проблема - зависимость оплаты труда от количества класс-комплектов. По нашим данным, на сегодняшний день 0,5 ставки имеют большинство школьных библиотекарей, работающих на селе. О каком создании электронных ресурсов можно говорить, если человек имеет 0,5 ставки от зарплаты самой низкой в школе? В Южной Корее, во Франции и других странах эту проблему решили, введя должность «библиотекарь-педагог».

Евгений БУНИМОВИЧ:

- Подобное введение у нас нужно решать на уровне Минтруда. На уровне отдельного города это невозможно. Это вопрос федерального законодательства и, безусловно, политики в области образования. Чем больше мы напридумываем региональных законов, тем больше у нас будет разрываться образовательное пространство. Непонятно, что будет делать Россию Россией, а Федерацию - Федерацией, если в каждом регионе образование начнет выстраиваться по своим законам. Это существенный момент, связанный и с библиотеками.

Александр КОНДАКОВ:

- Эту угрозу не надо преуменьшать. Мы получаем серьезную проблему по дезинтеграции государства. Теперь в отношении статуса школьного библиотекаря. Если бы ко мне пришли в Минтруд и сказали: «Мы хотим, чтобы школьному библиотекарю дали статус педагога», я бы спросил: зачем, почему, на каком основании? А кого он учит? Эти вопросы требуют глубокой проработки. Необходимо продумать, как и чему учить ребенка, как формировать его среду и какова роль школьной библиотеки в этом. Прописав функционал библиотекаря (а он в этой ситуации на самом деле выступает педагогом), вопрос с Минтрудом можно решить, потому что это составная часть новой идеологии и методологии образования. Затем на очереди решение вопросов, связанных с его подготовкой и переподготовкой как педагога.

Татьяна ЖУКОВА:

- В свое время в Министерстве образования мы разработали пакет стандарта для специальности «библиотекарь-педагог». Там были ответы на все те вопросы, которые вы ставите. Были подготовлены все необходимые рекомендации для Минтруда для введения новой специальности. Но работа прекратилась в связи в реорганизацией Министерства образования. И нам остается сегодня продолжать ее в рамках нашей ассоциации, конечно, опираясь на чиновников Минобрнауки России. В ближайшее время мы намерены сделать запрос в Совет Федерации РФ Сергею Миронову о состоянии дел по реализации рекомендаций парламентских слушаний «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации», прошедших 31 октября 2002 года, где все это уже было принято.

Сегодня нужны не только хорошие законы, но прежде всего личности, которые могут и способны профессионально решать поставленные задачи. Масштаб таких личностей должен соответствовать масштабу и уровню проблем, которые они обязаны решать на федеральном, региональном и местном уровнях. И тогда у нас все получится!