Золотое славянское Коло

Из-за тучи блеснуло кольцом.

Деревянная сельская школа

Покосилась разбитым крыльцом.

Смолкли горны, не бьют

в барабаны,

Черный галстук на шее - петлей.

И ползут нефтяные туманы

Над великой когда-то землей...

Костроме я во второй раз. Потрепав по холке сохатых на Сумароковской лосеферме и сойдя с извилистой тропы, по которой Иван Сусанин в 1613 году завел польских панов в непролазное болото, едем в Андреевскую среднюю школу Сусанинского района. По дороге начальник отдела общего образования Департамента образования и науки администрации Костромской области Марина Антонова рассказывает о состоянии местного школьного хозяйства.

Союз многострадальных школ

Как и в большинстве регионов России, костромичей волнует проблема педагогических кадров. Они на глазах стареют, выпускники Костромского государственного университета в школы практически не идут. Регион обеспечивается в значительной мере за счет двух педагогических колледжей - в Шарье и Галиче. Особенно большая нехватка учителей информатики, иностранного языка, технологии, предметов естественно-научного цикла.

В области действуют 468 общеобразовательных школ (сельских - 325), из которых 80% - малочисленные, что выше среднероссийского показателя примерно на 10%. Накануне этого учебного года в сельской местности было закрыто 17 образовательных учреждений. Естественно, ликвидация их произошла не по причине какого-то злого умысла «нехорошего дяди», а в связи с сокращением контингента учеников. В этом году их количество уменьшилось на 4125 человек. Программа реструктуризации сети сельских школ действует в каждом районе, в том числе и в Сусанинском. На базе Андреевской средней школы работает экспериментальная модель - сельский учебный комплекс ассоциативного типа. В него входят еще две основные школы - Буяковская и Домославская.

В уютном кабинете пьем чай, говорим о жизни и школе.

- У нас 35 детей, из них пять первоклассников, на следующий год ожидается восемь. Самая главная проблема - слабое материальное обеспечение. В школе не хватает кадров, - делится наболевшим директор Буяковской основной школы Лариса Гусева, в прошлом председатель колхоза.

- Связь с базовой Андреевской школой для нас очень важна, - продолжает Лариса Алексеевна. - Мы пользуемся возможностями ее педагогического коллектива. Андреевская школа с аграрно-технологическим профилем, и мы своих детей ориентируем именно на него. Основные предметы - биология, химия, физика. Предпрофильные элективные курсы ребята могут проходить по выбору как в своей школе, так и в Андреевской. Если говорить о трудностях, то проблема транспорта - одна из ключевых.

Поддерживает коллегу директор Домославской основной школы Валентина Беляева. На балансе их сельской администрации хоть и есть автобус, но часто он простаивает из-за перебоев средств на ГСМ. В Домославской школе, расположенной в восьми километрах от села Андреевское, всего 28 учеников. Интересно, что из пяти выпускников этого года никто не пошел в среднюю школу, все поступили в техникумы и училища.

В микрорайоне успешно работает межшкольная программа для начальных классов, методическая служба, в работе учителям помогает компьютерный банк педагогической информации. Региональный БУП позволил ввести в учебную программу предмет «Истоки», разработанный лабораторией Вологодского педагогического университета и направленный на формирование у средних школьников духовно-нравственных ценностей. В школах Андреевского микрорайона преподается литература Костромского края, его география и история.

Хождение по мукам

Андреевская средняя школа - с богатейшими традициями, одна из старейших на Костромской земле. 10 ноября ей исполняется 140 лет. Коллектив учителей, состоящий из 16 человек с высшим педагогическим образованием, живет как одна семья. Одиннадцать педагогов - из родного села. В школе хорошая библиотека, учебные мастерские. На 79 учеников приходится 7 компьютеров. В хозяйстве есть тракторы МТЗ-80 и ДТ-75, действует учебно-опытный участок, который не только кормит детей и учителей. Андреевская школа связана с Департаментом агропромышленного комплекса и испытывает различные сорта картофеля.

Директор школы Татьяна Малышева начинает разговор о сегодняшней жизни и с грустью вспоминает далекие 70-е годы.

- Представляете, когда я принимала школу 30 лет назад, в ней было 360 детей, - вздыхает Татьяна Михайловна. - К сожалению, крестьянство вымирает. Сегодня даже трудно поверить, что когда-то здесь было огромное хозяйство, гремевшее на всю область.

Не просто беда, а напасть Андреевской школы - более 20 лет! - протекающая крыша, построенная по молдавскому варианту. Денег на ее ремонт нет. Малышева обивала пороги чиновников самого высокого ранга, но все бесполезно. На крыше скапливается вода, как в бассейне, хоть учи детей плавать.

Директора вздыхают как один - замучили проверками и указаниями санэпидемстанция, пожарные, энергетики. Они не понимают, что их требования расходятся с возможностями сельских школ. В Сусанинском районе пять школ и один детский садик начали учебный год без лицензий. Пожарные не подписывают заключение. Денег на финансирование установки противопожарной сигнализации и оборудования взять негде. Проблема еще и в том, что у многих школ второй этаж - деревянный. Там учить детей запрещено. А где их тогда учить? На улице? Директоров волнует: зачем устанавливать дорогостоящую сигнализацию в маленькую школу, когда в ней есть первичные средства пожаротушения.

...Покидая легендарный край, я стоял у часовни, возведенной местными крестьянами в честь 300-летия подвига Ивана Сусанина, и думал, что, без сомнения, закончится и это «смутное» время. Только останется ли российская деревня?

Сусанинский район, Костромская область