- Можете подробнее сказать об инновациях в сфере управления образованием?

- Прежде всего я бы сказал о тенденциях изменения механизмов управления. Дело в том, что традиционно любое решение органов управления обществом всегда воспринимается как тотальное. Новации в этом смысле - это предложение вариантов решения проблем. Правда, так действовать не всегда удается. Я бы здесь различил образовательную политику и проектную деятельность.

Проектная работа - это прежде всего попытка выработки новых норм. Не набор различных вариантов, как это принято в политике, а выработка новых регуляторов, замещающих старые, неадекватные требованиям времени.

Думаю, что различение социальных институтов проектной деятельности и образовательной политики - еще одна тенденция изменений механизмов управления образованием. Все это сегодня проявляется при реализации приоритетных национальных проектов. В рамках проектной деятельности нужны инновационные разработки, экспериментальные площадки, оформленная экспертная деятельность, причем не только внешняя, но и внутренняя, профессионально-педагогическая в том числе.

Вопрос об экспертном педагогическом сообществе - вопрос не тривиальный. Можно ли считать, что Российская академия образования - институт экспертного образовательного сообщества, выразитель мнения профессионалов от педагогики? Когда я задаю такой вопрос, мне иногда отвечают на него утвердительно, поскольку рассматривают не только академиков и членов-корреспондентов, но и систему институтов, экспериментальных площадок, центров, школ и так далее. Наверное, в этом случае РАО действительно можно считать одним из экспертных институтов, социальным институтом профессионально-педагогической экспертизы. Однако о серьезной значимости этого института можно говорить тогда, когда появятся другие выразители мнения педагогического сообщества - например, сообщества инновационных школ. К тому же о педагогической экспертизе следует говорить тогда, когда оформлена серьезная позиция общественной экспертизы - непедагогического сообщества. Иначе профессиональный педагогический интерес тонет в неконструктивных, отчасти бытовых мнениях ряда экспертов.

- Способны ли нынешние управленцы воспринимать инновации и проникаться их духом?

- При условии ликвидации тяги к принятию тотальных решений, наверное, способны. Хотя по большому счету не дело управленцев лоббировать те или иные инновации. Если бы я это делал, то на уровне образовательной политики занимались бы не профильным обучением, а школьным дизайном, поскольку мне лично, по собственному опыту педагогической работы, это гораздо интереснее. Однако такого не происходит, и слава богу. Не должны чиновники лоббировать свои личные идеи и интересы. Их задача состоит в другом, с одной стороны, - в организации и выработке вариантов решения проблем, с другой, - в обеспечении общественного обсуждения, согласования позиций по тем или иным вопросам развития образования.

Есть ряд образовательных инициатив, с которыми управление может иметь дело, но не в жанре традиционного «внедрежа», а в рамках обсуждения, выстраивания конкуренции или даже моды на инициативы. Потому надо учиться создавать такие условия. Когда-то идея нормативного финансирования была связана именно с этим (потом уже стали говорить, что она нужна для того, чтобы правильно распределять средства) - люди научатся формулировать цели, у них появится прозрачный школьный бюджет, они будут ставить задачи и самостоятельно их решать.

Вопрос в том, каким образом может сочетаться политическая работа, связанная со столкновением позиций, мнений и интересов, с проектной деятельностью, управлением и администрированием? Кто все это в состоянии делать?

Политика все более проникает в образование и все большими темпами, в этом есть свои плюсы и минусы. Минусы очевидны - случается, что со своих постов уходят профессионалы. В этой ситуации важно, чтобы проектная работа институционально оформлялась, становилась независимой от политической конъюнктуры. В ряде регионов это удается делать за счет создания фондов, центров или иных структур, обеспечивающих развитие образования. Что касается политики - заявлений, обсуждений, идеологии, то тут при всех минусах есть и позитивные моменты, потому что это задает дальние горизонты - ценности и интересы. Политика - априори проявление различных гражданских интересов с точки зрения того, какой должна быть власть, какие ценности она должна отстаивать.

Сегодня в управлении и политика, и менеджмент не отделены друг от друга, что приводит к колоссальным издержкам. Думаю, что становление институтов образовательной политики и институциональное оформление проектной деятельности - два главных аспекта управленческих новаций на ближайшую перспективу.