То есть, и это неоднократно подчеркивалось моими собеседниками-педагогами, главная проблема - реальное и ощутимое повышение оплаты учительского труда - не решается.

Вот лишь одно из многих схожих мнений по поводу. Говорит Нина Петровна Дегтярева, начальник отдела мониторинга образования Коминтерновского района Управления образования городского округа, город Воронеж:

- Главное, на мой взгляд, в том, чтобы начинающий учитель мог существовать на те деньги, которые он получает, приходя работать в школу. То есть его зарплата пусть ненамного, хотя бы в два раза, должна быть выше прожиточного минимума. И от этого надо отталкиваться, с этого начинать реформы.

Второе. Заработную плату надо повысить, чтобы вернуть в школы учителя-мужчину. Ведь у нас, по сути, получается женская система воспитания, а в итоге - женское общество.

В принципе все равно, какая система оплаты труда будет у учителя, важно, чтобы выполнялись элементарные требования: зарплата начинающего педагога выше прожиточного минимума и плюс реальное, систематическое повышение оплаты труда. Если нет денег, можно установить льготы для учителей.

Отраслевая система оплаты труда, на мой взгляд, мало что меняет. Но денег-то по большому счету не прибавится.

Те, кто вводит отраслевую систему оплаты труда, считают, что так они повысят качество образования, мотивируют учителя на лучшую работу. А сами одновременно вводят нормативное подушевое финансирование, которое реально ухудшает положение школ и качество образования. Ведь, например, финансисты четко заявляют, что в классе должно быть 25 человек, и только тогда его можно делить на подгруппы, чтобы дети в нормальных условиях занимались информатикой, иностранным и так далее. Разве это улучшает качество образования?

Воронеж