Досье «УГ»

Министерством образования и науки и Федеральным агентством по образованию разработаны Методические рекомендации по расчету и внедрению нормативов бюджетного финансирования в регионах Российской Федерации, на основе опыта применения нормативного подушевого бюджетного финансирования в Самарской, Ярославской областях, Чувашской Республике, а также опыта расчета и применения образовательных субвенций в Пензенской области.

Применяемый в рекомендациях подход позволит решить следующие задачи: повышение эффективности бюджетных расходов; оптимизация бюджетных расходов на образование; выравнивание бюджетной обеспеченности между территориями; повышение социальной справедливости в распределении бюджетных ресурсов; повышение прозрачности бюджетного процесса.

Основные принципы построения отраслевой системы оплаты труда работников образования

Основными задачами организации заработной платы по отраслевому принципу являются: определение обоснованных соотношений в уровнях оплаты труда различных категорий работников; установление меры труда; разработка способов учета в организации оплаты труда качественных показателей работы.

Эти задачи решаются путем разработки тарифной системы оплаты труда различных категорий работников; нормирования и государственного регулирования продолжительности рабочего времени педагогических работников; разработки поощрительных систем оплаты труда.

Основным принципом построения отраслевой системы оплаты труда работников образования является введение базовых размеров ставок (окладов) по уровням образования работников. Объективной количественной мерой, которая выступает в качестве измерителя базовой квалификации работника, является время общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы.

Базовые размеры ставок заработной платы (окладов) устанавливаются в соответствии с коэффициентами соотношений по уровню образования (количеству лет профессиональной подготовки). При этом за единицу принимается среднее (полное) общее образование, а размер минимальной оплаты труда устанавливается для работников, не имеющих основного общего образования, занятых простым трудом, не требующим профессиональной подготовки. Базовые размеры ставок (окладов) подлежат повышению (индексации) одновременно с повышением минимального размера оплаты труда.

- Григорий Артемович, что даст педагогам переход на отраслевую систему оплаты труда и нормативное финансирование?

- Это позволит перегруппировать средства федерального бюджета и дать, в частности, возможность регионам, школам за счет более разумного использования средств увеличить зарплату учителям.

Я считаю, что нормативное финансирование - это стимул для школы. Когда школа будет финансироваться по количеству учащихся, учителя и администрация будут заинтересованы в том, чтобы именно к ним родители вели своих детей. Это лишний стимул учителям работать с полной отдачей со всеми учениками. Раз деньги следуют за учеником, школа вынуждена бороться за то, сколько детей в ней будет учиться. Появляется конкуренция, которая побуждает конкретное образовательное учреждение повышать качество образования и предоставлять широкий спектр образовательных услуг.

Со следующего года системы отраслевой оплаты труда и нормативного финансирования опробуют минимум полтора десятка регионов. С 2007 года эксперимент пойдет по всей стране. Сегодня эксперимент уже успешно реализуется в Тюменской, Ярославской, Тверской, Самарской областях, Чувашской Республике, Красноярском крае. И уже есть весьма положительные результаты. Например, Сергей Собянин, губернатор Тюменской области, отмечает, что введение новой схемы финансирования предполагает снижение расходов или как минимум существенное увеличение эффективности этих расходов. В этой области сегодня школа получает деньги не по штатному расписанию и не по затратам, а по количеству детей, которые учатся. В результате бюджет платит за ребенка. По информации губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, постепенно все школы региона будут приведены к стандарту подушевого финансирования. Причем стандартов будет два - для сельских и городских школ. Сейчас разброс в деньгах пока еще очень большой - от 8 до 40 тысяч рублей на одного ученика.

- А какова средняя «стоимость» российского учащегося?

- Для сельской школы, согласно расчетам Минобрнауки и Минфина, - это 9 тысяч рублей в год на одного ученика, для поселковой - 8 тысяч и для городской - 5, 5 тысячи рублей. Сельские школы сегодня больше нуждаются в материальной, методической и технической поддержке. Но сумма эта не фиксированная: она будет меняться с учетом средств, заложенных на капитальный и текущие ремонты, с ростом цен на коммунальные услуги и питание учащихся.

- Григорий Артемович, но есть разные типы школ. В Москве, например, общеобразовательные школы получают на ученика 35 тысяч рублей в год, а гимназии и лицеи - 46 тысяч.

- Разным видам образовательных учреждений нужны разные коэффициенты, которые нужно определить на практике. Поэтому сначала необходимо принять временное положение, а затем скорректировать его.

- Существуют опасения, что переход на нормативное финансирование приведет к стихийному сокращению малокомплектных школ. Ведь на селе, где учатся всего несколько человек, школы очень затратные.

- Это не значит, что нужно ликвидировать все пять с лишним тысяч сельских малокомплектных школ. Необходимо определить для них соответствующие объемы финансирования. Школа в каком-нибудь небольшом поселке, в которой всего несколько десятков учеников, и школа в большом городе - нормативы для них должны быть принципиально разные. Но в школах, находящихся примерно в одинаковых условиях, финансирование должно зависеть все-таки от количества учеников. Есть, конечно, некие базовые затраты, которые с учеником связывать тяжело, например, капитальный ремонт, строительство. Но и это необходимо учитывать.

В последнее время часто поднимается вопрос, что введение нормативного финансирования может привести к сокращению штатного расписания в школах и соответственно массовому увольнению педагогов-специалистов. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что для грамотного внедрения новой системы финансирования школ необходим адаптационный период и серьезный анализ ситуации.

- Министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая в августе в Хабаровске на краевом совещании по проблемам модернизации системы образования, назвал зарплату российских учителей национальным позором. Что делается для исправления ситуации?

- В Минобрнауки создана рабочая группа по разработке комплекса мер по повышению зарплаты работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на период 2006-2008 годов, в которую входят и представители Рособразования. Однако простое повышение зарплаты педагогам не улучшит качества образования. Поэтому повышение заработной платы надо прежде всего связать именно с повышением качества образования. В своем «социальном послании» 5 сентября, определившем образовательную отрасль в числе приоритетных национальных проектов, Президент России В.В.Путин предложил ряд конкретных мер поддержки педагогов, в том числе адресной. Минобрнауки поручено разработать конкретный план реализации этих мер. Здесь есть два пути. Во-первых, это отказ от ETC и от надбавок по региональной сетке. Вместо этого мы предполагаем перейти к отраслевой системе оплаты труда, при которой не может идти речь о почасовой оплате. Она должна производиться согласно результатам педагогической деятельности, и под это планируется подготовить стандарт профессиональной педагогической деятельности, в который будет заложен, как во всяком стандарте, уровень профессиональных качеств.

Второе - переход к конкурсному финансированию, когда 10 тысяч учителей ежегодно будут получать по сто тысяч рублей, что также станет стимулом роста качества образования.

Кроме того, новая система оплаты труда, которая будет доработана в течение 2006 года, учитывает стаж и «классность» педагога, причем уровень знаний учителя должен подтверждаться во время переподготовки, и не раз в пять лет, как в настоящее время, а раз в три года, а также предусматривает специальные надбавки для молодых педагогов. Сейчас этих надбавок нет. Я думаю, это станет хорошим стимулом для привлечения в школы молодых учителей.

Сегодня почти все регионы сохранили ETC. Некоторые, как, например, Свердловская область, установили свои доплаты за особые условия труда, другие, как Москва, ввели тарифные сетки, зависящие от минимального размера оплаты труда, третьи, как Тюменская область, перераспределяют фонд оплаты труда. Однако до тех пор, пока не будет введена единая отраслевая система оплаты труда, в региональном законодательстве продолжатся разброд и шатания, а подчас и правовой беспредел.

Конечно, требует обсуждения и ряд спорных вопросов. По мнению президента Ассоциации демократических школ Александра Тубельского, если в основе отраслевой системы оплаты труда окажутся лишь такие формальные показатели, как педстаж, количество часов и диплом о повышении квалификации, хорошие педагоги от этого не выиграют. За безусловную основу нельзя брать и «качество образования», поскольку учителя гимназий, работающие с продвинутыми детьми, будут получать заведомо больше сельских.

Как вы понимаете, вопрос этот достаточно сложный, я бы сказал, «щепетильный» и требует тщательной проработки. В связи с чем призываю широкую педагогическую общественность обсуждать все злободневные вопросы и совместно искать конструктивные решения.