В этом году подводятся итоги реализуемой с 2001 года федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды». Четыре года назад в рамках этой программы предполагалось обеспечить школы компьютерной техникой из расчета на 80 школьников один компьютер. Исследования Высшей школы экономики, проведенные в прошлом году, показывают, что сегодня в школе в среднем один компьютер приходится на 40-45 детей, то есть почти в каждом учебном кабинете имеется один компьютер. Однако это далеко не так. Условиями федерального и регионального софинансирования поставок до сегодняшнего дня предполагалось самостоятельное определение регионом перечня образовательных учреждений по своему собственному усмотрению. В итоге в некоторых образовательных учреждениях достаточно много компьютерной техники, но есть и такие случаи, что компьютерной техники или нет, или она не используется по назначению (для поддержки образовательного процесса). Еще одна проблема - быстрое старение техники (в некоторых регионах от 50 до 70% техники, поставленной в 2001 году, уже не работает).

Подводя итоги и анализируя результаты, необходимо учесть способы эффективного использования имеющихся ресурсов.

Например, при подключении школ к интернету не всегда выбирались подходы, решающие проблему образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных местах. В 2005 году на федеральном уровне предполагается апробировать несколько типовых моделей, развивающих имеющиеся сети на уровне района или региона. Цель проекта - транслировать полученные результаты на всю Россию. И наконец, сейчас собирается своеобразная «копилка» региональных проектов, педагогических находок учителей, завучей в области внедрения информационных образовательных технологий, выявляются «точки роста», опытом которых смогут воспользоваться и образовательные учреждения, регионы в целом.

Если анализировать развитие дистанционных технологий в образовательной практике, активнее всего они используются учреждениями высшего профессионального образования. Это является результатом проведения несколько лет назад эксперимента по внедрению ДОТ.

Изменения в Федеральном законе «Об образовании» с 2005 года расширили возможности образовательных учреждений в этом направлении: дано определение дистанционных образовательных технологий, реализация которых возможна на всех уровнях образования и во всех формах. В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации и произошедшими изменениями в российском законодательстве Минобрнауки России был разработан «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» (утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 года №137 и зарегистрированный Минюстом России). Это единственный документ, регламентирующий использование дистанционных образовательных технологий сегодня.

Если высшее профессиональное образование давно и активно использует ДОТ (например, при работе со своими филиалами), имеет богатый опыт самостоятельного создания и развития информационных ресурсов для обучения студентов, то общее образование только пробует себя в этом направлении. Национальный фонд подготовки кадров в 2005 году по просьбе Минобрнауки России проводит исследование по выявлению типичных моделей использования ДОТ в общем образовании, НПО и СПО.

Минобрнауки России предлагает, что в настоящее время важно перейти от стремления «информатизировать» образование к позиции развития образования и решения его актуальных проблем, используя потенциал информационных технологий, причем рационально, исходя из учета особенностей пользователей, из их запросов.

Ольга ЧИХАНОВА, заместитель начальника отдела Федеральных перечней учебной литературы и развития средств обучения Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ