Педагогов нельзя оценивать лишь по результатам ЕГЭ

- Виктор Александрович, сегодня, я думаю, можно уже подводить некоторые итоги проведения ЕГЭ в прошлом учебном году, а также строить планы на будущее.

- Если в 2004-2005 учебном году в ЕГЭ было задействовано 78 регионов, то сегодня, по предварительным заявкам, в 2005-2006 учебном году в эксперименте хочет принять участие уже 81 регион, то есть практически вся Россия. Причем, как вы понимаете, никто ни на кого не оказывает никакого давления, мы показали всей стране принципиально устойчивые схемы проведения ЕГЭ, сейчас дорабатываем различные нюансы. Примечательно, что «старички», к примеру Санкт-Петербург, где русский язык в форме ЕГЭ проводится уже два года, расширяют свое участие - теперь там будут сдавать ЕГЭ еще по четырем предметам. Хочу также отметить увеличение студентов из сельских регионов благодаря проведению ЕГЭ. Об этом говорят наши эксперты. Разумеется, что увеличение иногородних студентов - процесс не бесконечный, и упирается, кроме того, в другие проблемы: в наличие общежитий, в возможность получения образовательных кредитов, в создание условий, при которых такие студенты могли бы быть социально защищенными. Но тем не менее мы убеждены: ЕГЭ - один из немаловажных кирпичиков, делающих высшее образование более доступным. В этом году мы также проводили служебное расследование по каждому из стобалльников, детально проанализировали ситуацию в тех регионах, где показатели сильно отличались от среднероссийских.

- Виктор Александрович, наверняка в этом учебном году будут какие-то нововведения относительно формы проведения ЕГЭ?

- На коллегии во время всероссийских совещаний мы хотим обсудить несколько главных вопросов. Первый - проведение ЕГЭ в одну волну. Вы знаете, что сейчас ЕГЭ проходит с разрывом в месяц - в июне и июле. В июне регионы всегда заказывают контрольно-измерительных материалов с запасом, в июле пунктов проведения ЕГЭ меньше. К сожалению, в ряде регионов так и не наладили совместную работу школ и вузов, то есть, грубо говоря, идет такое жесткое разделение: в июне проведение ЕГЭ - дело школы, в июле - вузов. Но замечено, там, где проводилась совместная работа и ребята сдавали ЕГЭ фактически в одну волну, там единый госэкзамен прошел гораздо слаженнее и эффективнее. Сейчас у нас есть несколько технологических схем и вариантов проведения ЕГЭ в одну волну. Но пока остается ряд нерешенных вопросов. Как быть, к примеру, с ребятами после армии, с иностранцами из государств СНГ. Меньше проблем возникает с выпускниками прошлых лет, они достаточно эффективно приписываются к школам. Такая схема хорошо работает в Сибири, на юге России, на Дальнем Востоке. Сейчас есть информация, что в некоторых регионах учителя начинают уговаривать детей сдавать экзамены в июле, чтобы их результаты не отражалась на показателях успеваемости школы и конкретного учителя. Хотя мы продолжаем повторять - педагогов нельзя оценивать только по результатам ЕГЭ, особенно если учитель работает со сложным контингентом. Надо учитывать тот факт, сколько детей благодаря работе педагогов не попали на учет в милицию, не ушли из дома и так далее.

- Виктор Александрович, я знаю, что сейчас подготовлен законопроект о проведении ЕГЭ...

- Да, и там есть два основных дискуссионных вопроса. Первый - обязательность или необязательность ЕГЭ как формы итоговой аттестации. Уже сейчас очевидно, что останутся дети, которые будут сдавать экзамены в традиционной форме. Во-первых, речь идет о контингенте ребят, проживающих в труднодоступных местах, куда просто невозможно добраться и провести экзамены по технологии ЕГЭ. Хотя мы в режиме эксперимента работаем с труднодоступными районами Хабаровского края, Ханты-Мансийского округа, Читинской области. Но это очень недешевая работа, и, видимо, ребятам из таких мест еще какое-то время придется сдавать экзамены в традиционной форме. Традиционная форма аттестации останется также для детей наших сотрудников посольств, проживающих за рубежом, и слепых учеников - для них очень трудно создать эквиваленты в форме ЕГЭ.

Больше всего дискуссий при подготовке законопроектов вызвала математика как обязательный предмет. До введения ЕГЭ юному художнику или будущей балерине ставили хорошие отметки по этому предмету, дабы не портить детям аттестат. А компьютеру все равно, кто перед ним - он выдает объективную информацию. Поэтому сейчас особенно остро встает вопрос: а нужны ли гуманитариям глубокие знания по математике? Поэтому один из предложенных вариантов сдачи ЕГЭ (мы будем его и дальше обсуждать профессиональным сообществом) таков: гуманитарии, изучающие математику в объеме трех часов в неделю, будут оцениваться самой школой, в аттестат им поставят «зачет» или «незачет», так что у нас отпадет необходимость придумывать для них облегченный вариант требований. Если все-таки абитуриенту когда-нибудь захочется поступать на инженерную специальность, где нужна математика, ему придется, позанимавшись дополнительно, сдать ЕГЭ. Ну а тем, кто пойдет в гуманитарные, спортивные, творческие вузы, ЕГЭ по математике просто не понадобится. Таким образом, ЕГЭ может быть эффективным способом отсечения от вузов некачественной абитуры.

- Я знаю, что вторым дискуссионным моментом была проблема права вузов на дополнительные испытания.

- Да, уже в самом начале было очевидно, что вузам культуры, искусства, спортивным не обойтись без дополнительных испытаний. Но помимо их существует еще и проблема элитных высших учебных заведений, где конкурс «высокобалльников» зашкаливает. Это МГУ, физтех... Правда, возникает при этом вопрос - в России около 3 тысяч вузов, надо ли давать право дополнительных испытаний всем? Часть профессорского сообщества настаивает на этом, что они хотят наряду с ЕГЭ проводить экзамены в традиционной форме. Представители же общего образования убеждены - никаких дополнительных испытаний не нужно вводить. Родители, безусловно, поддерживают последних. Думаю, что в этом споре очень важно понять, какие дополнительные испытания предлагает вуз, какие критерии отбора он выдвигает. Окончательное решение по всем этим вопросам примет Госдума, там планируются парламентские слушания на конец ноября.

Что касается меня, то я сторонник дать выпускнику школы право выбора формы итоговой аттестации по обязательному выпускному экзамену (по математике и русскому языку и литературе), чтобы он мог по своему усмотрению сдавать экзамен либо в форме ЕГЭ, либо традиционно. Что касается экзамена по выбору, то в условиях профильного обучения имеет смысл сдавать его в форме ЕГЭ. Что касается дополнительных вступительных экзаменов, то не все ректоры на них настаивают. Некоторые, наоборот, благодарны ЕГЭ, который освободил их от ежегодной головной боли.