Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется на основании итогов деятельности вузов в 2000-2005 гг., текущих показателей и перспективных параметров, которые могут быть достигнуты в период 1-3 года.

1. Общие итоги деятельности вузов в 2000-2005 гг.:

- количество и результаты международных, федеральных и региональных проектов, выполненных вузом в период 2000-2005 гг.;

- количество научных публикаций, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- количество патентов, изобретений и ноу-хау, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- количество экспонатов, представленных на выставках (в том числе международных), общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава.

2. Управление вузом:

- наличие стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий на период 2006-2008 гг.;

- наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета) с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ;

- ежегодная публикация отчетов о результатах деятельности, в том числе структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств вуза;

- наличие системы управления качеством учебного процесса (например, ISO9000);

- наличие информационной системы управления учебным процессом.

3. Образовательные программы:

- численность обучающихся (в том числе бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, соискателей, докторантов);

- доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам высшего образования;

- доля выпускников программ магистратуры, аспирантуры, докторантуры, МБА в общей численности выпускников;

- доля в учебном плане вуза дисциплин по выбору студента;

- использование кредитной системы в управлении учебным процессом вуза;

- доля дисциплин учебного плана, преподаваемых с использованием активных методов обучения (case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры, проектно-аналитические сессии и т.п.);

- доля поступивших на первый курс победителей олимпиад;

- средний балл ЕГЭ среди зачисленных на I курс (на бюджетные и внебюджетные места);

- доля ППС и научных сотрудников моложе 40 лет;

- доля студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса;

- приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров в учебном процессе вуза (процессор P2 и выше);

- наличие локальной информационно-вычислительной сети;

- приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров с возможностью доступа в Internet;

- наличие общедоступного сайта вуза;

- наличие по подписке доступа студентов и сотрудников вуза к электронным образовательным ресурсам (электронным библиотекам, базам статистической информации и т.п.);

- количество зарубежных периодических изданий, получаемых библиотекой вуза;

- отношение количества мест в общежитиях для проживания студентов к общей численности студентов;

- доля образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию;

- доля выпускников, закончивших вуз в рамках целевых программ подготовки.

4. Научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность:

- объем НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;

- объем внебюджетных НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;

- численность преподавателей и научных сотрудников с учеными степенями по профильным профессиональным программам, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- количество ППС и научных сотрудников, участвующих в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств, центров технологического превосходства и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- доля преподавателей-практиков.

5. Международная деятельность:

- доля граждан иностранных государств в общем количестве студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья;

- доля образовательных программ, получивших международную аккредитацию;

- членство в международных образовательных организациях;

- количество международных проектов в сфере образования и научных исследований, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;

- количество студентов и преподавателей, принявших за 2000-2005 гг. участие в программах международного обмена;

- количество проведенных международных конференций, симпозиумов, научных семинаров за 2000-2005 гг.;

- доля приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;

- доля выпускников программ с участием зарубежных партнеров в общей численности выпускников вуза.

Возможны также дополнительные критерии:

- качество выпускников согласно независимому рейтингу работодателей (в случае возможности получения объективных оценок);

- доля выпускников, прошедших общественно-профессиональную сертификацию;

- наличие признанных на мировом уровне научных школ;

- наличие проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения.

Дополнительные условия участия:

- объем собственных внебюджетных средств, инвестируемых в программу развития вуза, должен составить не менее 50% от размера выделенных на реализацию программы бюджетных ассигнований;

- подготовленный бизнес-план реализации программы развития вуза по форме, установленной конкурсной комиссией.

Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется в два этапа. На первом этапе на основании основных критериев отбирается не менее 20 вузов. На втором этапе вузы рассматриваются по всей совокупности показателей, в соответствии с установленными для показателей коэффициентами.

P.S.

Данные критерии отбора инновационных вузов в рамках президентских инициатив являются примерными и опубликованы для общественного обсуждения. В дальнейшем критерии будут доработаны с учетом поступивших предложений.