Продолжение. Начало в №№ 39, 41

Более подробная информация, содержащая необходимые формулы и таблицы, в формате PDF:

Скачать/Просмотреть. (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

- различия в месторасположении (городские и сельские районы);

- различия в размере школы;

- реализация специальных программ обучения ;

- предоставление индивидуального обучения детям с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение программ углубленного изучения по отдельным предметам.

Коэффициенты удорожания педагогической услуги учитывают:

- разную стоимость услуги на ступени обучения (разная стоимость обучения по ступеням связана с неодинаковым количеством часов в Базисном учебном плане (таблица № 1 Прил. 1);

- обучение по программам дополнительного образования (группы продленного дня и кружковая работа), деление классов на группы при изучении отдельных предметов (таблица №2 Прил. 1);

- повышенную стоимость образовательной услуги для учащихся специализированных классов (классы коррекции, гимназические, лицейские) (таблица № 3 Прил. 1).

Значения коэффициентов, рассчитанных на основе действующих норм федерального законодательства, приведены в Приложении 1. Они едины для всех субъектов РФ, так как основываются на общефедеральных обязательных нормах. Региональные особенности должны отражаться в региональных коэффициентах, которые определяются каждым регионом самостоятельно. В Приложении 2 (см. далее) приведены значения коэффициентов, применяемые в пилотных регионах.

10. Имеющиеся в регионах особенности, связанные с введением дополнительных ставок, рекомендованных федеральным законодательством (социальных педагогов, психологов и др.), учитываются введением в расчетную формулу региональных коэффициентов удорожания, дополнительных к коэффициентам, учитывающим обязательные федеральные нормы ( п.9) для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.

11. В сельских образовательных учреждениях применяется 25-процентная надбавка к заработной плате. Соотношение ФОТ педагогического и прочего персонала для малокомплектных сельских школ устанавливается региональными законодательными актами.

3.3. Пример расчета минимального

норматива без региональных коэффициентов по различным образовательным программам и ступеням обучения

(для планово-экономических служб субъекта Федерации и местных администраций)

(См. таблицы 1, 2).

Для расчета бюджета образовательного учреждения используется тот же алгоритм. Различие заключается только в том, что при расчетах на уровне субъекта или муниципальном уровне используется средний разряд по муниципалитету, а на школьном уровне - средний разряд по данной школе.

3.4. Порядок расчета объема субвенций

1. Размер субвенции каждому муниципальному бюджету на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - субвенции) рассчитывается исходя из стоимости образовательной услуги в разрезе ступеней образования (начальная, основная, старшая школа) и с учетом коэффициентов удорожания при обучении в гимназических (лицейских) и коррекционных классах (классах компенсирующего обучения).

2. При расчете субвенций муниципальному образованию используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования по ступеням обучения: начальная, основная, старшая школа.

3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

где - объем субвенции для i-того муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях ;

- прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования;

n - ступени образования: 1 - начальная, 2 - основная, 3 - старшая школа.

3.5. Методы обязательной адаптации при переходе

к формированию бюджетов на нормативной основе

В целях недопущения резких отклонений размеров субвенций, рассчитанных на нормативной основе, от сложившейся базы расходов по общеобразовательным учреждениям применяется корректировка нормативных расходов по следующим параметрам.

1. Расчет субвенций осуществляется не на фактическую численность учащихся, а на численность «условного учащегося» или приведенный контингент. Понятие «условный учащийся» позволяет произвести учет малой наполняемости классов в некоторых муниципалитетах для недопущения снижения финансирования в муниципалитетах, имеющих фактическую наполняемость классов ниже нормативной, и для обеспечения конституционных гарантий в предоставлении равного объема образовательной услуги. Возможен вариант, когда нормативы затрат рассчитываются, исходя из средней фактической наполняемости классов по данному муниципальному образованию в соответствии с проведенным комплектованием на начало учебного года, однако применение единых нормативов и учет особенностей наполняемости через «число условных учащихся» предпочтительнее.

«Условный учащийся» позволяет учитывать не только фактическое число учащихся в муниципалитете, но и муниципальные особенности, в первую очередь наполняемость классов меньше, чем нормативная. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням обучения в рамках одного муниципалитета расчет числа «условных учащихся» необходимо производить по каждой ступени обучения.

Расчет числа «условных учащихся» осуществляется по формуле: Усл.учащиеся = фактическое число учащихся х нормативная наполняемость / фактическая наполняемость.

Например, если в муниципалитете А средняя наполняемость не 25 человек, а 12, то «условное число детей» по этому муниципалитету, на которое можно осуществлять планирование бюджетных средств, будет определяться с коэффициентом = 25/12, то есть выше фактического в 2 раза. В этом случае число учащихся с разными потребностями надо «взвешивать» на учащегося стандартной потребности и стандартной стоимости. При этом величина норматива не изменится, она не должна зависеть от числа детей в классе, а только от стоимости программы на учащегося при стандартных условиях (стандарт часов и стандарт наполняемости).

2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).

Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает.

- Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципалитетам.

- Выявление отклонений, анализ причин.

- Разработка порядка учета фактической наполняемости по сельским муниципалитетам с малой наполняемостью.

- Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание, «сглаживание» объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципалитету и поиску диапазона допустимых отклонений (например, в диапазоне не более и не менее 10% от бюджетов, рассчитанных традиционным путем) путем взвешивания величин процентных отклонений расходов на число учащихся. Последовательность действий для определения диапазона отклонений для «мягкого» перехода к расчету бюджета может быть следующей:

- Определение средневзвешенных (по числу детей) пороговых значений процентных отклонений расчетного ФОТ от проектного.

- Увеличение (уменьшение) расчетного объема ФОТ, выходящего за рамки пороговых значений.

- Определение скорректированных объемов расчетных ФОТ.

- Осуществление выравнивания (сглаживания) расчетных объемов субвенций по каждому муниципалитету.

Выравнивание может реализовываться любым другим путем. Суть в том, чтобы не допускать резких изменений объемов выделяемых бюджетных средств муниципалитетам. При этом основания, на которых идет «корректировка» объемов, рассчитанных на основе норматива, должны быть понятными, а порядок «корректировки» должен быть прописан в методике и утвержден.

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом под руководством

Натальи Типенко в составе: Галины Башкиной, Татьяны Бочкаревой, Галины Лапушинской, Владимира Лившица, Елены Никитиной, Ольги Федосеевой.