В систему высшего образования Сургутский педагогический институт вошел с богатым опытом работы. История образовательного учреждения началась 15 лет назад: в 1988 году в самом большом городе автономного округа было образовано Сургутское педучилище, которое вскоре преобразовали в педагогический колледж, а в 1995 году - в институт. Сегодня Сургутский пединститут, согласно последнему рейтингу высших учебных заведений, занимает 41-е место в России. Институт делает все возможное, чтобы достичь лидирующих позиций в образовательном хит-параде и стать университетом.

-Нам в рамках института уже тесно, - объяснил Игорь Глушков, проректор по учебной работе. - В отличие от университета в институте узкопрофильная подготовка, поэтому ради дальнейшего развития мы и стремимся повысить свой статус. И, как нам кажется, в настоящий момент вуз к этому практически готов.

Если все сложится удачно и мечта Сургутского пединститута сбудется, то направление вуза останется педагогическим, а спектр социально-гуманитарного характера расширится. А вот популярных юридических, экономических и естественно-научных факультетов открывать не будут. От жесткой конкуренции с другими вузами модные нынче профессии не спасут, зато нежелательное дублирование специальностей создадут.

- Игорь Геннадьевич, тяжело ли пединституту выживать: все-таки в городе три высших учебных заведения, а педагогика сегодня не в почете?

- В этом и заключается главная особенность нашего Сургутского образовательного округа. В восточном Нижневартовском округе абсолютным лидером является Нижневартовский пединститут, так как он единственный. В западном, Ханты-Мансийском, система высшего образования складывалась из многочисленных филиалов, и наконец, было принято решение об открытии Югорского университета. В центральном Сургутском округе конкуренция всегда была на пределе: Сургутский госуниверситет, пединститут, негосударственный институт мировой экономики и бизнеса «Планета». И благодаря этому мы не стоим на месте, активно развиваемся. Проигрываем мы или нет, трудно сказать, потому что борьба за место под солнцем идет с переменным успехом. Например, в плане притока абитуриентов Сургутский университет выигрывает: там больше факультетов, к тому же там открыты две престижные специальности - юриспруденция и экономика. Что касается научного потенциала, то мы активно в этом плане работаем: растет количество докторов, кандидатов наук, расширяются научные связи, развивается издательская и научная студенческая деятельности. Открываем научные школы и направления, докторантуру и советы по диссертационным защитам. На данный момент таковых три.

Сегодня на 7 факультетах Сургутского пединститута обучаются более 1300 студентов на дневном и около 600 на заочном отделениях. В среднем в год институт заканчивают 200 человек, однако не все идут работать в школы.

По мнению проректора по учебной работе, одна из причин, почему часть дипломированных педагогов сразу после окончания вуза уходят в другие профессии, заключается в том, что, несмотря на то, что в округе много делается для улучшения положения педагогических работников, статус учителя пока низкий, зарплата не высокая, да и проблемы с жильем серьезные. Пока государство не повернется лицом к педагогам, ничто не изменится.

- Что, на ваш взгляд, можно сделать, чтобы «закрепить» молодого учителя у школьной доски?

- Я бы предложил вернуться к элементам системы распределения выпускников по образовательным учреждениям. Но именно к элементам. Например, если вузу школа или департамент образования делают заявку на подготовку специалистов, то они обязуются предоставить им квартиру, необходимую нагрузку и социальные льготы. Тогда те выпускники, которые соглашаются идти работать в средние общеобразовательные учебные заведения, там останутся.

- Вам не жалко готовить специалистов для бизнеса? Ведь в основном туда идут выпускники педвузов?

- Нет. Каждый человек получает образование, чтобы строить свою жизнь, и на этот счет у каждого есть свои планы. Даже в советское время многие выпускники педвузов шли работать на управляющие должности, в государственные органы. Педагогическое образование настолько универсально, что может пригодиться в любой области. Мне жаль, что наше государство пока мало делает, чтобы поменять ситуацию.