В тот день поговорить основательно с Еленой Болеславовной не удалось, ее просто стеной обступили восторженные родители и счастливые дети. Чтобы узнать о буднях этой необычной школы, я отправилась в гости к Спорышевой с самого начала рабочей недели.

...Про эту школу говорят, что в нее сложно попасть, что она не похожа на среднее учебное заведение, чересчур элитарна.

Это все верно. В ней царит скорее не школьный, а университетский дух, дух интеллектуальности и трепетного отношения к духовным ценностям. Уверена, что попасть в нее действительно нелегко, требуется безоговорочно принять сложившиеся за четыре года традиции, да и образовательный уровень здесь довольно-таки высок, не каждому по силам с ходу осилить. И все-таки сюда стремятся. В школу, где гости, придя с улицы, надевают, как в музее, бахилы. Стремятся к литографиям московских видов 1799 года. К паласам на лестницах и уютным закуточкам с невесомыми занавесками на окнах и детскими картинами на стенах. А главное - к той особой школьной жизни, которая здесь бурлит и фонтанирует.

В школе считают, что ее официальное открытие состоялось 6 сентября 2001 года, когда русский француз и блистательный литературовед Никита Струве делился своими воспоминаниями о нобелевском лауреате 1933 года, изгнаннике и апатриде, получившем эту премию по литературе «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Настроение и ощущение своей сопричастности происходящему, гордости за русскую культуру придавали музыка таких разных, но таких русских по тональности композиторов, как Рахманинов и Скрябин, звучавшая в исполнении аспирантов Московской консерватории, и выступления «из Бунина» артистов Малого театра, с той поры ставшего другом и партнером школы №1306.

В конце той встречи директор Фонда русского зарубежья Виктор Москвин передал 800 книг по отечественной истории в дар школьной библиотеке.

С тех пор так и повелось: встречи с представителями отечественной интеллигенции, цивилизованного бизнеса, серьезной политики, мировой дипломатии стали регулярными.

В одном из интервью директор школы Елена Спорышева определила себя режиссером, находящим баланс между демократичностью, творческой самостоятельностью и одновременно четкостью замысла. Она же сама и является автором замысла.

- Все началось с мечты. Если бы 10 лет назад мне, преподавателю Московского университета, сказали, что я стану директором школы - не поверила бы. Захотелось создать такую школу, каких еще нет.

И вот на основе мечты разработана авторская концепция школы молодых политиков - «концепция развития школы с углубленным изучением иностранных языков, ориентированной на воспитание и образование будущих активных граждан, политической элиты нашей страны - образованной, патриотически настроенной и профессиональной; молодых людей, готовых и способных служить своему Отечеству через государственную службу, политическую и дипломатическую, а также предпринимательскую, научную и творческую деятельность».

Московский университет всегда играл выдающуюся роль в распространении и популяризации знаний. Не случайно, что именно доцент МГУ захотела создать школу как центр культуры, центр интеллектуальной жизни молодого поколения. В 1306-й руководствуются желанием вести ребят от массовой культуры, от «попсы», шоу-культуры к подлинной и прежде всего отечественной культуре, которая, по словам пушкиниста, постоянного гостя школьной литературной гостиной Валентина Непомнящего, «составляет гордость и славу России во всем мире, культура, формирующая человеческую душу и требующая труда души и ума».

Невозможно просто отрицать то, с чем человек пришел. Его внешность - цепи, штаны, висящие на уровне коленей, порезанные лохмотьями майки и боевая раскраска на лице - часть его образа, представления себя как индивидуальности. Таковы когда-то были и некоторые из тех, кто впервые попал в школу №1306. И научились быть другими, потому что поняли, что хорошо одетый, аккуратный, подтянутый ученик всегда по крайней мере выглядит умным. Или, как говорит президент Клуба молодых политиков школы Юрий Кобаладзе, нужно научиться завязывать галстук, чтобы было что снимать для передачи «Без галстука». А блистать на телеэкранах хотят все!

Задумывая этот проект, его создатели взяли на вооружение традиции российского домашнего образования, когда дети с трех лет занимались музыкой, иностранными языками, живописью, спортом. Идею эту довели до совершенства. Если музыка, то с созданием собственной музыкальной гостиной, с наслаждением от игры приглашаемых лауреатов международных конкурсов, степендиатов Фонда Владимира Спивакова, с собственными мюзиклами. Если театр, то созданный в школе на вполне профессиональной основе и в настоящих, сшитых собственным модельером костюмах. И с афишами, программками, отпечатанными в собственной типографии. И с галереей «наших народных и заслуженных» талантов - портретов юных актеров. Если хореография, то... Если фольклор, то...

Воспитание духовности, нравственной чистоты, осмысление непреложных истин человеческого бытия в современной общеобразовательной школе еще долго будет оставаться серьезной проблемой для большинства учебных заведений нашей страны. Тонка материя предмета, сложны пути решения, множественны точки зрения. Свой выбор в поиске путей решения этих важнейших проблем школа №1306 сделала. В комплексе обучающих и воспитательных программ одно из основных мест занимает общение ребят с известным проповедником Артемием Владимировым.

Из сочинений второклассников: «Я хочу жить интересно и приносить пользу людям», «Нужно быть хорошим, образованным человеком. Я родился для того, чтобы мои родители были со мной счастливы и гордились мной», «Хочется в этой жизни оставить хороший след. Может, я стану известным человеком, знания которого будут нужны людям».

Занятия в школе распределены на два блока: с 9 до 14 осваивается учебный план, после отдыха с 15 до 16.30 - образовательные часы, а с 16.30 до 18 - занятия в мастер-классах и кружках. Летом старшеклассники стажируются в английских школах, а к тем, кто помладше, английские педагоги сами приезжают в Литвиново. 1306-я развивается постоянно. Рассказывать о каждом ее направлении можно до бесконечности. Главное же - гармонично развитые, образованные, воспитанные выпускники - и, возможно, политики - такой школы, надеюсь, сделают наш мир хотя бы чуточку лучше.

Москва