«За особые достижения» - оттиснуто в сертификате типографским способом. И это не дежурная фраза по случаю, а задокументированная реальность. Обзавестись немецким языковым дипломом II степени - задача не из легких. Даже для воспитанников школы с углубленным изучением немецкого языка, каковой и является сорок четвертая. Между дипломом и тем, кто намеревается его получить, стоит очень жесткий, многоэтапный экзамен, который проходит по немецким стандартам под наблюдением встроенного в программу подготовки педагога из Германии. И именно этим программа отличается от других, продвигающих в мире язык Гете и Шиллера, Гегеля и Канта.

Церемония вручения дипломов состоялась в конце апреля. Самарцам свидетельства вручал атташе немецкого консульства, специально прибывший из Саратова. И это от него исходит информация о том, что отнюдь не все саратовские и волгоградские участники данного проекта справились с экзаменационными заданиями. У самарцев же «неудов» не было ни в прошлом, ни в позапрошлом году, с гордостью констатирует директор сорок четвертой Елена Соколова. Победы учащихся над артиклями - традиция 44-й школы. Заложена еще одна: впервые в истории проекта в экзаменационную баталию вступил человек со стороны и также вышел из нее победителем. Получение немецкого языкового диплома ученицей, не значащейся в программе самарской школы №148, сановные участники церемонии расценили как знак. Знак того, что не за горами день, когда сорок четвертая превратится в региональную базу проекта, где по немецким стандартам сможет аттестоваться любой имеющий на то желание школьник губернии.

Что касается кадрового обеспечения наметившегося процесса, то за этим дело не станет. Практический опыт педагогами сорок четвертой накоплен солидный, а теоретическую подготовку они совершенствуют нон-стоп. Повышение квалификации - стиль их жизни. Программа позволяет делать это и в Германии тоже. За счет программы испытание естественной языковой средой проходят и школьники. Но, как те уверяют, зарубежные поездки и возможность наслаждаться «Фаустом» в оригинале - не все, что понуждает их корпеть над словарями, жертвуя юношескими радостями. Ребята понимают - у тех, кто владеет иностранным языком на уровне носителя, гораздо больше шансов сделать карьеру. Знание иностранного - шанс получить образование за рубежом. Пять-десять лет назад российские кадровики не рассматривали сертификат иностранного вуза как серьезный аргумент в пользу претендента на руководящую должность. Сегодня управляющие персоналом к такого рода документам относятся с большим уважением, поскольку, как считают современные российские кадровики, это свидетельствует о мобильности претендента и конвертируемости его знаний, умений и навыков.

Германцы же пришли к этому значительно раньше. И сегодня полтора миллиона молодых немцев - это студенты вузов, находящихся за пределами ФРГ. Прогнозируется, что в 2010 году их будет уже три миллиона.

Каждый год минимум десять процентов выпускников вузов Германии хотя бы семестр, но учатся за рубежом, а сами вузы все активнее участвуют в программах, похожих на ту, что осуществляется в самарской школе №44, и выпускают из своих стен специалистов с дипломами двух образцов - немецкого и англо-американского.

Самара