Много лет назад, начиная работать учителем физической культуры, я был уверен, что знаю, как учить, знаю, как заставить поверить учителю и сделать так, как задумал он во благо этих же детей. Я неустанно боролся с моими детьми, с ними - за них же самих: они не хотят двигаться, а мы их заставим; не хотят заниматься активной физической культурой - убедим. Сомнения учеников казались мне вымыслом. Казалось, я твердо стою на ногах, и был уверен, что знаю истину.

И вот первое испытание. Я назначен классным руководителем в седьмой класс, и этих же ребят тренирую. Строгий классный руководитель, требовательный тренер. Но чем больше я требую, тем дальше ухожу от моих детей. И вдруг я зримо ощущаю одиночество. Они выполняют все мои требования, но как мы далеки друг от друга. Я вижу в глазах моих учеников разочарование. Я искренне пытаюсь понять, что же не так?

Лето, и мы все вместе две недели живем и тренируемся в лесу, далеко от дома. Готовим пищу, ведем самостоятельную жизнь. Еще ведем долгие-долгие разговоры у костра. Они открываются мне. Я вижу, как вспыхивают глаза влюбленного мальчика, когда нежно поет у костра только для него тихая девочка. Я открываю для себя своих же детей. Я взрослею с ними и начинаю понимать, что у каждого из них свой мир, своя истина. Я могу лишь помочь моим ученикам увидеть этот мир в ярких красках, могу передать то, что передали мне мои учителя. Ведь они учатся сами, они учат меня, своего учителя.

Неправда, что физическая культура больше заботится о теле. Юрий Власов, размышляя о том, что помогло ему выбраться из тяжелого болезненного физического состояния, писал: «Все целостные теории физического воспитания непременно предполагают такую систему взглядов, которая соответствовала бы наиболее благоприятному усвоению всех усилий. Но каковы бы ни были эти системы, в основе их - радость бытия, уравновешенность, благожелательное отношение к жизни и людям. Только под таким психологическим воздействием может происходить возрождение и укрепление организма». Совершенно очевидно, что нужна согласованность физических напряжений и душевного настроя.

Вот и найдено рациональное зерно моего отношения к урокам и внеклассной работе: сначала духовное развитие, а вместе с ним забота о физическом состоянии. Я стараюсь следить за каждым своим шагом, я ощущаю борьбу внутри себя. Этот внутренний спор продолжается и сегодня. Но теперь-то я понимаю, что гармония духа может творить чудеса. Стремлюсь к тому, чтобы любая физическая нагрузка становилась радостью, пробуждала творческое начало. Я мечтаю о том, чтобы распроститься с принуждением навсегда. И тогда ребенок будет наслаждаться физическим движением, достигнет той черты, когда от тренировок уже невозможно будет отказаться, и это чувство «привяжет» его к занятиям физической культурой навсегда, откроет ему радость преодоления, стремление к успеху.

Все годы моей работы в школе я думаю, постигаю, как жить и работать с радостью, без раздражения. Всю жизнь учусь любить. Любить детей. Что для меня любовь? Думаю, моя любовь в стремлении увидеть, разглядеть в каждом своем ученике лучшее, светлое, красивое и самое главное - помочь детям увидеть это самим в себе. Любовь, которая даруется через трудные победы над собой.

Трудно растить детей. Очень трудно! Страшные, напряженные ритмы, бешеные скорости. Кажется, все - нет больше сил. И вдруг рядом такие умные глаза, готовые все понять и помочь. Что нас спасет? Любовь! Что нам поможет? Любовь! Что даст силы? Любовь! Главное в жизни - Любовь и Солнце...

Я иду по зеленому лугу, светит яркое солнце. Лето обнимает и дает возможность хоть ненадолго обрести покой. В такие минуты кажется, что смотришь фильм, фильм без твоего участия. Без моего участия? Нет, я не могу этого допустить, ни на одну минуту. Ни одного мгновения жизни не может проходить без моего участия. Как долго тянутся часы моего уединения. Я возвращаюсь к вам, мои дорогие ученики. Вы - мой воздух, моя жизнь. Вы наполняете мир любовью и солнцем.

Вячеслав КОПЕШКИН, учитель школы №73