Два дня проходила защита проектов. Авторов их выслушивали: главное жюри - в составе Ирины Калиш, Наталии Воскресенской, первого вице-президента Ассоциации «За гражданское образование», Евгения Белякова, директора партнерства «СИВИТАС-Россия», и Владимира Пахомова, а также детское жюри и жюри из числа координаторов.

В первый день открывать парад проектов выпала честь (по жребию) команде из Москвы. Она представила проект «Преодоление». Его подготовили подростки из школы №1863. Они, обеспокоенные состоянием детей-инвалидов, решили организовать для них лечение с помощью иппотерапии. Сначала изучили специальную литературу, из которой узнали, что дает человеку катание на лошадях, и прежде всего больным детям. Изучили медицинскую статистику, консультировались с врачами. Узнали, что уровень обслуживания детей-инвалидов в Южном Бутове довольно низкий. Подсчитали расходы, которые нужно будет затратить на лечение определенного числа ребятишек. Нашли спонсоров.

Были и другого рода трудности. Школьники не были готовы к общению с больными детьми. А родители последних почти ничего не знали об иппотерапии и потому не смогли сразу согласиться на такого рода лечение. И эти трудности были устранены. Ребята связались с конным хозяйством в Южном Бутове, нашли там взаимопонимание. Иппотерапия была включена как необходимая процедура в работу Центра помощи семьям детей-инвалидов. Теперь авторы проекта ставят перед собой новую задачу - сделать такой метод лечения бесплатным.

Занятия проводятся регулярно. Уже есть первые результаты. У детей улучшилась осанка, они свободнее стали двигаться.

Вторыми презентовали свою работу ребята из нашей Северной столицы - Санкт-Петербурга. Проект «Живая память» разработали и реализовали ученики гимназии №426. Они узнали, что в пригороде Санкт-Петербурга, в г. Ломоносове, с дома, где когда-то жила семья Филатовых (отец - ученый-оружейник, сын - тоже ученый), куда-то исчезли мемориальные доски. Так ведь и память об этих людях может постепенно исчезнуть, подумали ребята и захотели восстановить справедливость. Они встретились с администрацией города, с работниками местного краеведческого музея. Искали спонсоров через газету, а также написали письма 11 директорам предприятий с просьбой помочь. Узнали, что вопрос о восстановлении мемориальных досок поднимался в городской администрации, но дальше этого дело не пошло. С помощью специалиста-экономиста подростки подсчитали, каковы будут затраты. Ими были представлены в администрацию все расчеты на затраты по изготовлению и художественному оформлению мемориальных досок. Общая сумма составила 32015 рублей. 9 мая были открыты мемориальные доски.

Закончили петербуржцы защиту своего проекта словами: «Мы потому и живем на Земле, чтобы Земля продолжала вращаться».

«Счастьем поделись с другим». Так называется проект школьников из г. Александрова Владимирской области. Девизом этих ребят стала старинная русская пословица: «Не построй семь церквей, а пристрой семь детей». Рядом со школой №1, где они учатся, есть дом малютки. Конечно, все ее ученики неравнодушны к судьбе обездоленных малышей. Они постоянно шефствуют над детьми. А теперь вот решили помогать и другим сиротам в своем городе. Они задумали разработать свои способы адаптации этих детей в современном обществе. Написали свои заметки в местные газеты, чтобы привлечь внимание общественности и государственных структур к этой проблеме.

Какие цели они при этом ставили: повысить свою гражданскую ответственность, формировать навыки социального партнерства в вопросе защиты сирот, приобрести опыт в этой работе.

Чтобы убедиться, насколько это важно для окружающего их социума и согласны ли люди им помогать, ребята провели опрос. Родители школьников высказали готовность помогать детским домам продуктами с огорода, вещами и деньгами.

Были выявлены группы детей, кому необходимо помогать: детям, находящимся на опеке, детям из дома ребенка, детям из приемных семей.

Ребята предложили местным газетам и отделу социальной защиты провести акцию «Приемная семья». Порекомендовали средствам массовой информации ввести рубрику «Я ищу тебя, мама!».

Собрали для детей деньги, продукты, игрушки, теплые вещи. Старшеклассники взяли шефство над домом ребенка. Советы старшеклассников школ г. Александрова откликнулись на призыв авторов проекта и ежегодно устраивают благотворительные акции по сбору средств для обездоленных детей.

Уже четыре года учащиеся александровской школы №1 во время летней практики участвуют в строительстве дома ребенка. На уроках труда девочки шьют пеленки, распашонки. Договорились со страховой компанией, которая бесплатно застраховала детей-сирот. Сумели убедить директора детской спортивной базы, чтобы он выписал этим ребятам бесплатные билеты для посещения катка.

От каждого человека зависит построение гражданского общества. Каждый житель нашего города должен к этому стремиться, и их гражданский долг - помогать сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так считают юные александровцы.

А волгоградцев волнуют проблемы ветеранов войны и труда. Их проект «Украсим мир, полученный в наследство» обращен к тем, кто воевал в годы войны, стоял у станка, помогая фронту, а также детям того сурового времени. Это моральный долг каждого молодого человека, каждого подростка, так считают они.

Знакомство их с проблемой началось с посещения волгоградских музеев, где, к сожалению, узнали, что большинство героев остаются безвестными. И они поставили задачу сохранить образы ветеранов для будущих поколений. Главный замысел ребят: очеловечить историю, назвав имена безымянных героев.

Во многом подросткам помог социологический опрос. Их поддержали многие жители Волгограда, а также ученики соседних школ. При сборе материала школьники узнали о существовании ассоциации «Дети военного Сталинграда» и установили с ней связь. Так возникла идея создать галерею портретов, на которых захотели запечатлеть участников войны, тружеников тыла, детей военного города, которым пришлось пережить голод, холод, смерть близких, а также самим нередко работать в цехах. Подробно познакомились с историей этой ассоциации, ее членами. Узнали, что они посадили аллею деревьев, но она плохо сохранилась. Восстановить ее тоже стало задачей авторов проекта.

Старшеклассники нарисовали 36 портретов. 9 мая они впервые были выставлены на Аллее героев. Ее посетили сотни гостей и волгоградцев. А из администрации города ребята получили благодарственное письмо, в котором сообщалось, что после реконструкции набережной Волги приступят к реконструкции Аллеи военного детства, к 65-летию Победы там можно будет установить и галерею портретов.

«Гвардейская слава» - проект, подготовленный учащимися школы №17 Челябинска. Он посвящен памяти о трудовом и боевом подвиге челябинцев. Они решили восстановить символический памятник пулемету. Для этого была создана инициативная группа из двенадцати человек, в которую вошли дизайнеры, озеленители, экономисты. На осуществление проекта требовалось 24 тысячи рублей. Часть денег ребята заработали сами. Отыскали памятник. Встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, которые подарили архив одного из гвардейцев для школьного музея. Всего в разработке этого проекта участвовали 300 ребят, все ученики с 5-го по 11-й класс. Это, пожалуй, был наиболее масштабный проект.

Воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» (Ивановская область) подготовили проект «Свет родных берез». Мы не хотим расти иванами, не помнящими родства, сказали ребята и принялись за дело. Они задумали отдать дань тем, кто погиб, защищая мир. «На нас старшее поколение возлагает большие надежды, и мы должны оправдать их: создадим Аллею памяти». Из деревьев выбрали березу, вспомнив про русский обычай сажать на могилах березки. Для аллеи выбрали правый берег реки. Конечно, согласовали свои будущие действия с экологическими службами. Когда аллея была готова, сделали красивые пригласительные билеты для ветеранов, которые с удовольствием пришли на ее открытие. Проект помог ребятам решить и другую задачу - экологическую. Их аллея теперь защищает берег реки от эрозии почвы.

Проект юных пензенцев «Право на радость» перекликается с московским «Преодолением», но и имеет свои отличия. Они тоже захотели помогать детям-инвалидам. Каким образом это можно сделать? Отвечая на этот вопрос, подростки посмотрели на возможности Дворца детского творчества. Там есть клуб общения, есть развивающие игры, но нет специальных тренажеров. Родители и их дети хотели бы посещать этот дворец, но многие не могут из-за отсутствия транспорта добираться из других микрорайонов Пензы. Дорога в один конец занимает до полутора часов. Ребята добились выделения дополнительных микроавтобусов, а также установки нужных тренажеров. В магазине «Умные игрушки» детям-инвалидам подарили пять тренажеров. Кроме того, авторы проекта своими руками по специальным чертежам сделали еще 16, «устроили» для детей-инвалидов иппотерапию, для чего используются пони, которые есть во Дворце детского творчества.

Ребята из села Поросино Томской области с помощью своего социального проекта решили проблему спасения кедрового парка, который мог погибнуть. На его территории уже построили мебельный цех, для чего срубили несколько деревьев. В ближайшее время планировалось строительство многоэтажного жилого дома. Часть территории парка односельчане прирезали к своим приусадебным участкам. А ведь парк - это единственное место отдыха для поросинцев, единственная зеленая зона в селе. И потому его нужно сохранить во что бы то ни стало.

Ребята выяснили, что для спасения парка необходимо придать ему статус особо охраняемой зоны местного значения. Они подготовили все нужные документы, связались с органами местной власти и добились такого решения, проделав для этого действительно уникальную работу.

В первый день защиты проектов в заключение выступала команда из Сахалинской области. Ее проект называется «Дороги судьбы - дороги Победы». Его посвятили защите ветеранов войны, одиноких людей.

Ребята написали письма в администрацию и Законодательное собрание, в которых обрисовали тяжелое положение ветеранов. И им была оказана финансовая поддержка. Ребята по итогам работы создали летопись боевой славы.