В советское время (1917-1991) и в современной Российской Федерации граждане проходят военную службу по призыву и частично в добровольном порядке по контракту. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Военная служба - особый вид государственной дееспособности молодежи призывного возраста в Вооруженных силах, внутренних войсках и органах.

В Советской России военная служба впервые была введена в начале 1918 г. вместо действующего ранее законодательства о воинской повинности. Порядок прохождения воинской службы определялся декретом СНК РСФСР «Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссаров по военным делам» от 22 апреля 1918 г., определившим порядок подготовки граждан к воинской службе в условиях военного времени. Воинская обязанность была закреплена и в Конституции РСФСР 1918 г. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Женщины могли обучаться военному делу и служить в Красной армии в добровольном порядке на общих основаниях.

В Конституции Союза ССР 1936 г. для граждан были упразднены всякие социально-классовые ограничения на выполнение воинских обязанностей. Конституционный закон 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности» предусматривал подготовку к воинской службе учащейся молодежи. Призывной возраст для рядового и младшего начальства определялся с 18-19 лет до 50. Воинская обязанность распространялась на женщин, имевших спецподготовку.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) порядок выполнения воинской службы изменился. Возрастные границы расширились от 16-17 до 55 лет. Одновременно было введено всеобщее воинское обучение.

Следующим законодательным актом Российской Федерации по военной обязанности, конституционному долгу стали Конституция РФ 1993-го и проект федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В статье 59 Конституции РФ защита Отечества признается конституционным долгом и обязанностью гражданина, несущего военную службу. Ее несение - явление ответственное, более узкое, профессиональное. Эта служба регламентируется в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе «от 8 марта 1998 г. В нем подробно регламентируется порядок поступления на военную службу, ее прохождение, ответственность за нарушение законодательства.

Вместе с тем в Конституции 1993 г. (ст. 59, ч. 3) предусматривается, что гражданин России, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной, гражданской службой. 30 июля 2002 г. был проработан во втором чтении Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». После необходимой популяризации этот закон (в соответствии с его ст. 25) вступил в силу с 1 января 2004 г.

Приведенный институт альтернативной гражданской службы не новое явление в законодательстве России. Еще в 1919 г. декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР было признано право верующих на замену военной службы на иную общеполезную работу. Данная замена должна была производиться по решению суда. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. «Закона о всеобщей воинской обязанности». Теперь в 2004 г. Российская Федерация взяла на себя обязательство принять закон об альтернативной государственной службе в порядке приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы при вступлении в эту международную организацию.

Главное, что установил закон: альтернативная служба - это не дополнительный вид освобождения от призыва в армию, а особый вид трудовой деятельности, регулирующийся Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в этом законе.

Что же это за особенности? Во-первых, гражданин не имеет права выбирать место альтернативной службы. Во-вторых, закон установил целый ряд ограничений, связанных с условиями ее происхождения. В частности, проходить гражданскую службу альтернативщики могут как на территории, где они постоянно проживают, так и в других регионах. В-третьих, для них установлены более продолжительные сроки службы, чем для военных призывников.

Так, общий срок альтернативной службы составляет 3,5 года, а для тех, кто окончил вуз, - 1 год и 9 месяцев. Другой срок установили для тех альтернативщиков, кто будет проходить гражданскую службу в структурах Вооруженных сил, других войск - три года, а для тех, кто имеет высшее профессиональное образование, - полтора года. При этом в срок альтернативной службы не засчитываются прогулы, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин.

В Российской Федерации альтернативная гражданская служба применяется в сферах социального обеспечения, здравоохранения, гражданской обороны, охраны гражданских объектов и т.п. При этом служащие будут размещаться не в своих домах, а в специально отведенных для этого местах, где должностные лица будут следить за дисциплиной альтернативщиков. Питание будет организовано в соответствии с нормами довольствия для личного состава срочной службы Вооруженных сил. В этой связи альтернативщикам вместо военных билетов будут выдаваться соответствующие удостоверения.

Что же конкретно нужно сделать призывнику, чтобы получить право на «гражданку»? Для этого он обязан лично подать в военкомат по месту учета за полгода заявление и зарегистрировать его в строго определенные законом сроки. Мотив заявления, что призывник пацифист - недостаточен.

Заявление гражданина о замене военной службы рассматривается призывной комиссией военкомата в его присутствии. Призывнику, претендующему проходить службу на «гражданке», могут отказать, если в приложениях к заявлению (автобиографии, характеристике с места работы или учебы, других документах) содержатся сведения, противоречащие его доводам.

Очевидно, что порядок реализации гражданами своего конституционного права на замену военной службы альтернативной, гражданской службой в периоды мобилизации, военного положения и военного времени также может быть регламентирован законодательным порядком.

Федеральный закон «Об обороне» (ст. 20) устанавливает, что с объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных сил РФ, других войск на положение военного времени. При этом призывники, имеющие право на замену военной службы альтернативной, гражданской, в период мобилизации привлекаются к выполнению охраны государственных зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества.

Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» установлены правовые основы обязанностей граждан, проходящих альтернативную, гражданскую службу. На основании положений (ст. 21) указанные граждане в период прохождения альтернативной государственной службы, являясь неотъемлемой частью российского общества, как и все остальные граждане, обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и другие нормативно-правовые акты; соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

Во время альтернативной гражданской службы граждане в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» ст. 21, п. 2 не вправе: 1) отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; 2) занимать руководящие должности; 3) участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; 4) совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; 5) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» приведены и другие ограничения деятельности альтернативщиков. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, за неисполнение возложенных на них законодательством обязанностей могут быть привлечены к различным видам ответственности: дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной.

Мотивы девиантности отдельных групп молодых российских граждан от призыва на военную службу и от альтернативной трудовой занятости - прямой путь к дезертирству. В данных фактах присутствует формальное основание для привлечения подобных лиц к уголовной ответственности по части 2, статьи 328 Уголовного кодекса РФ.

Ответственность альтернативщиков может быть снята только при условии, если они обратятся с соответствующим заявлением в те органы власти, которые обладают компетенцией по принятию мер к прекращению уклонения и возвращению подобного типа граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Подведем краткий итог. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» учреждает призыв молодежи на военную службу в возрасте от 18 до 27 лет, а альтернативная гражданская служба назначается взамен военной службы по призыву. Ее срок составляет у граждан с высшим образованием один год шесть месяцев, а у всех других категорий молодых граждан три года шесть месяцев.

Основные понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба, срочная служба Вооруженных сил, срочный трудовой договор альтернативщика, военная мобилизация.

Виктория КОРОЛЕВА, аспирант Орловского госуниверситета; Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук