Окончание. Начало в № 34

Парламентские группы не имели устойчивого состава, их члены довольно часто переходили из одной группы в другую. Кроме них существовала и чисто политическая группировка - левеллеры (уравнители), добивавшаяся предоставления всему населению равных политических прав.

Английская двухпартийная система, ставшая прообразом современной системы Англии и США, начала оформляться в конце ХVII века, после реставрации монархии Стюартов. Тогда в парламенте сложились две политические группировки: одна отстаивала права парламента, другая защищала прерогативы короля по отношению к парламенту и по существу стремилась создать условия для восстановления сильной монархической власти. Первая группа тяготела к протестантизму, вторая - к католической религии.

Сторонники короля называли своих противников «виг» («кислое молоко» - обычная пища шотландских горцев-протестантов), а те, не оставаясь в долгу, дали им прозвище «тори» (бранная кличка ирландских католиков). Эти названия прочно закрепились за партиями. Внепарламентских партий в это время не было. Так в Англии установилась двухпартийная система, то есть система попеременного превосходства в парламенте одной из двух ведущих политических партий. При этом победившая партия получала право сформировать правительство.

В 50-60-х годах ХIХ века партия тори стала называться консервативной, а партия вигов - либеральной. Либералы выступали за модернизацию политической системы, расширение избирательного права и других гражданских прав и свобод, а консерваторы скорее стремились сдержать, замедлить эти процессы. К 70-м годам ХIХ столетия партии приобрели определенную организационную структуру, пропагандистский аппарат, общенациональные руководящие органы.

В конце ХIХ века в Англии возникает ряд рабочих и социалистических организаций, в том числе независимая рабочая партия, Фабианское общество. В 1905 году они объединились в рабочую (лейбористскую) партию, которая поставила своей целью войти в число парламентских партий и таким образом получить возможность защищать интересы наемных работников. С 1906 года партия имеет свою фракцию в парламенте, а во время первой мировой войны представители лейбористов вошли в состав коалиционного правительства. С 1924 года лейбористская партия заменила либеральную в английской двухпартийной системе.

Двухпартийная система не исключает существования других партий, но они слабее двух ведущих и, даже получая места в парламенте, могут оказать влияние на его решения, лишь поддерживая либо лейбористов, либо консерваторов.

Партии, входящие в современную двухпартийную систему Великобритании, имеют различную организационную структуру. Консерваторы создали свою общенациональную партийную организацию в 60-х годах ХIХ века в форме федерации местных организаций. Ежегодно проводятся конференции партии, а в периоды между конференциями руководство сосредоточивается в руках исполнительного комитета и лидера партии, который формирует и провозглашает партийную политику.

Лейбористская партия отличается своеобразной организационной структурой. Она построена на принципах коллективного членства, но имеется и небольшое количество индивидуальных членов. Коллективными членами лейбористской партии являются тред-юнионы, кооперативная партия, Фабианское общество и другие организации. Высший орган партии - ежегодная национальная конференция, которая избирает исполнительный комитет сроком на один год.

В Соединенных Штатах Америки в период становления общества и государства партий не было. Противниками партий («фракций») были и «отцы-основатели» Соединенных Штатов. Однако по мере развития общества, формирования интересов различных социальных групп возникают и различные политические организации, в той или иной степени отражающие эти интересы. К 50-м годам ХIХ века оформились две политические партии: демократическая, защищавшая интересы американского Юга, и прежде всего плантаторов, и республиканская, которая представляла интересы промышленной буржуазии, фермеров, рабочих. Конечно, устремления этих классов во многом были различны, а иногда и противоположны, но все они были заинтересованы в отмене рабства, которое сдерживало развитие американской экономики.

После гражданской войны и отмены рабства партии сохранились и продолжали борьбу за президентское кресло, за места в сенате, палате представителей. Меняется их электорат, отныне формирующийся на основе иных принципов. Хотя республиканская считалась партией крупного капитала, ее поддерживали городская мелкая буржуазия, рабочие и фермеры Северо-Востока и Среднего Запада. Социальная база демократической партии была еще более пестрой - деловые круги, в том числе бывшие плантаторы, белые фермеры, городские низы. Большое значение имела также конфессиональная принадлежность избирателей.

Демократическая партия отстаивала идею свободы личности, и предпочтение ей отдавали католики. Протестанты голосовали за республиканскую партию, так как ее программа предполагала более активный контроль за жизнью населения (запреты на употребление алкоголя, на курение, на воскресные развлечения). На партийные предпочтения электората накладывали отпечаток и экономические интересы. Коренные американцы, опасаясь конкуренции со стороны иммигрантов, одобряли политику республиканской партии, ограничившей въезд в страну переселенцев с других континентов. Рабочие-иммигранты поддерживали демократов, оказывавших им помощь в натурализации и трудоустройстве. Немалую роль в разделении электората играла таможенная, ценовая политика партий.

Кроме двух ведущих политических партий, в США периодически возникали организации или движения, объединявшие людей на основе конкретных политических или экономических интересов. Так, в конце ХIХ - начале ХХ века появились антимонополистические, изоляционистские организации, движение за права женщин, за гражданские права негров, фермерское движение.

Во Франции, Германии и многих других странах сложилось большое количество политических партий. Во Франции острая политическая борьба на протяжении всего ХIХ века, а также специфика социального развития (многочисленное крестьянство и сохранение значительного ремесленного производства в городах наряду с промышленным) способствовали созданию богатой партийной палитры с широким разнообразием политических программ. В конце ХIХ века здесь существовали различные республиканские партии, радикальная партия, рабочая партия и другие организации социалистического направления.

В Германии ХIХ - начала ХХ века партии различались по классовому, территориальному (в связи с длительным сохранением раздробленности страны), религиозному признаку (северные германские области - протестантские, южные - католические). В результате здесь сложились консервативные и либеральные партии, народная партия (в основном крестьянская), социал-демократическая партия, католическая партия центра.

И во Франции, и в Германии партии вели борьбу за места в высших государственных органах, соответственно в Национальном собрании и рейхстаге. В результате в законодательных органах власти складывалось несколько партийных фракций, зачастую приблизительно равных по численности. Для достижения определенных целей фракции объединялись и создавали парламентские блоки.

2. «ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ». Групповые интересы представляли профессиональные союзы, впервые появившиеся в Англии в конце ХVIII века. Сложившись на основе взаимопомощи ремесленных цехов, они изначально были организованы по профессиональному принципу, то есть объединяли людей наемного труда, принадлежавших к одной профессии. Позднее появились и производственные профсоюзы. В 1868 году возникла общенациональная профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов, который существует и поныне.

В США общенациональная профсоюзная организация - Американская федерация труда (АФТ) - появилась в 1881 году, а позднее, в 1935 году, был создан Конгресс производственных профсоюзов (КПП). В последней трети ХIХ века профсоюзы утвердились во Франции, в Германии, Италии, а к началу ХХ века в этих странах сложились и общенациональные профсоюзные объединения.

К этому же периоду относится возникновение предпринимательских организаций. Их задачей была защита интересов предпринимательской буржуазии, с одной стороны, от наступления профессиональных союзов, требовавших повышения заработной платы, охраны труда на производстве, а с другой - от угрозы поглощения мелких и средних предприятий крупными монополиями. В Германии в 1876 году был создан Центральный союз германской промышленности, затем в 1895 году, - Союз промышленников, в 1909 году - Ганзейский союз. Широкая сеть предпринимательских союзов существовала в США. В Англии была учреждена общенациональная предпринимательская организация - Конгресс британской промышленности. Значительную роль в выражении групповых интересов элиты общества в новое время играют клубы. Большая часть влиятельных клубов имеет вековую историю. Здесь происходит обмен информацией, обсуждаются важнейшие вопросы политической и экономической жизни. Для клубов характерны жесткие правила приема новых членов, поэтому случайные люди попадают туда крайне редко.

Вопросы для группы исследователей, работающих над проблемой развития гражданского общества в новейшее время.

1. Каким образом развивалось гражданское общество в демократических странах во второй половине ХХ века по сравнению с недемократическими странами?

2. Возможно ли формирование гражданского общества путем введения формальных конституционных положений?

3. Можно ли сказать, что гражданское общество в развитых странах сформировано и не нуждается в дальнейшем развитии?

4. Способствовало ли историческое развитие России становлению в ней гражданского общества? Почему?

Во второй половине ХХ века происходит четкое разделение политических сфер и общественных функций гражданского общества и государства, государственного управления и гражданского самоуправления. Расширяется сфера демократического участия граждан в политической жизни, в том числе на уровне рядовых гражданских отношений в малых группах. В гражданском обществе развиваются ассоциативная жизнь (публичная сфера), сфера массовых движений, партий, групп по интересам, убеждениям и т.д.

Происходит децентрализация и деконцентрация власти государства за счет передачи части ее функций самоуправлению, осуществляется взаимодействие большинства и меньшинства на основе согласования их позиций. Поэтому в обществе формируются качества, столь важные в политике: порядок, динамическая стабильность, организованность, открытость для идей и идеалов, новаторства, общения.

Группы интересов, будучи порождением либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической структуры, достигают наибольшего распространения в условиях рынка и зрелого гражданского общества. В то же время в большинстве стран Европы и США устанавливаются жесткое нормативное регулирование и контроль деятельности групп интересов, что привело к изменению их функций: на смену грубому давлению и подкупу приходит более активное распространение информации. Параллельно происходит профессионализация представительских функций этих групп.

В недемократических странах апологетика единства интересов и фактически узкогрупповая монополия на их выражение приводят к тому, что группы интересов сосредоточиваются почти исключительно внутри государственно-политической машины. Они представляют собой относительно обособленные функциональные звенья бюрократического аппарата, которые соперничают в смежных областях интересов, а также более узкие - земляческие, клановые, этнические и иные - подгруппы внутри властных структур. Борьба между ними за контроль над ресурсами и за привилегии обычно протекает закулисно и негласно, причем важную роль играют личные связи с ключевыми фигурами в руководстве. Результатом такой борьбы становится определенное перераспределение влияния и кадровых позиций групп интересов. Даже наиболее крупные из них (профсоюзы, молодежные организации) встраиваются в систему государства и работают под контролем правящей партии.

А. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ не привело к становлению гражданского общества с многообразием его отношений и институтов. До 1917 года сохранялся сословный строй российского общества с жесткой фиксацией прав и обязанностей перед государством отдельных групп населения. Отсутствовали легальные каналы воздействия на государственные структуры и согласования межгрупповых интересов по горизонтали. Жесткая вертикальная модель общественной организации объективно сдерживала развитие страны, стесняла самодеятельность населения. С начала ХIХ века в России усиливается критическое отношение к существующему общественному устройству. Передовая часть дворянства, интеллигенции и правящей элиты все более осознает необходимость изменений. В 60-70-е годы ХIХ века правительство Александра II предприняло ряд реформ, которые привели к появлению элементов гражданского общества в России: ликвидировано наиболее архаичное и уродливое проявление средневековых общественных отношений - крепостное право; введены всесословный суд, всеобщая воинская повинность, стало более доступным образование для низших сословий; расширены возможности общественной самодеятельности в рамках органов местного выборного самоуправления - земств; произошло смягчение цензуры, что привело к фактической легализации общественного мнения.

Однако основы самодержавного строя остались незыблемыми, и развитие гражданского общества было крайне ограниченно вплоть до начала ХХ века.

17 октября 1905 года был подписан царский Манифест, в котором провозглашалось введение в России некоторых политических свобод. Это стало началом резкой политизации общественной жизни, создания политических институтов гражданского общества. Стала складываться российская многопартийность, появился представительный орган власти с ограниченными полномочиями - Государственная Дума. Февральская революция 1917 года привела к власти первое ответственное перед представительным органом правительство и создала возможность демократического развития России. Однако возобладала иная тенденция: октябрьский переворот 1917 года, осуществленный партией большевиков РСДРП(б), положил начало советскому периоду российской истории. Жесткая регламентация общественно-политической системы, однопартийное, сознательное и целенаправленное нивелирование жизненных условий, ликвидация «чуждых» социальных групп на десятилетия затормозили развитие российского общества, законсервировав его в состоянии искусственного «единства».

Новый этап бурных процессов политизации общества и последующего возникновения и развития гражданских институтов начался после 1985 года, когда «гласность» - ограниченная свобода слова - раскрепостила общественное мнение, создав возможность для утверждения реальных интересов, ценностей, выражения взглядов различных социальных групп.

За короткий период перестройки многопартийность прошла три этапа в своем развитии: общественно-политические клубы и семинары - объединения, движения, народные фронты - политические партии и их коалиции. На первом-втором этапах общественно-политические клубы и объединения назывались «неформальными», поскольку действовали вне существующего законодательства, и только с принятием Закона «Об общественных объединениях» они получили возможность приобретения официального статуса. В 1990 году таких объединений и организаций в СССР насчитывалось около 60 тысяч. Это была сила, которая лишила КПСС ее политической власти.

Материальная основа гражданского общества начинает складываться с осуществлением экономической реформы, легализировавшей индивидуальную трудовую деятельность, частную собственность, рыночные экономические отношения, что привело к возникновению индивидуальных и групповых экономических интересов. Естественно, эти интересы нуждались в политической защите, политическом представительстве. Так сложилась база для создания новых, не зависимых от государства многочисленных групп интересов. Однако формирование гражданского общества в России - процесс трудный и длительный.

СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако это разделение не утратило своей актуальности и служит прежде всего для своевременного выявления и предотвращения развития этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

Б. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ имеет большой потенциал дальнейшего развития. Непрерывное изменение его есть постоянное совершенствование и переход к более высоким ступеням цивилизованности общества и власти. Основными тенденциями развития гражданского общества в странах Запада являются следующие:

расширение сферы гражданского общества;

превращение большинства политических партий в электоральные. (Они строят свою деятельность в соответствии с избирательным циклом, превращаясь в группы выдвижения и поддержки партийных лидеров. Это результат развития либеральной демократии и единых ценностных ориентиров населения, утраты идеологией своего значения для организации и деятельности партий;

они перестали отождествляться с определенной социальной базой, берут на себя функцию выражения интересов большинства нации, населения);

создание новых групп интересов по мере усложнения социально-экономического развития общества.

В. ДЛЯ ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ СТРАН формирование гражданского общества представляет необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности. Однако попытки создания гражданского общества в короткий срок путем введения формальных конституционных положений не могут быть успешными и чреваты разрушительными экономическими и социально-политическими последствиями.

Это актуально и для России, гражданское общество которой еще только начинает формироваться. Приватизация государственной собственности, акционирование предприятий, введение института частной собственности привели к многообразию форм собственности в России и существенному ослаблению роли государства в экономике. Экономическая жизнь постепенно становится частным делом граждан, общества в целом. Но этот процесс находится в самом начале, граждане еще не стали самостоятельными экономическими субъектами, их интересы выражены слабо. Во многом это является причиной неразвитости многопартийной системы в России.

В стране существуют новые, около десятка политических партий, однако они не выражают интересов каких-либо определенных социальных групп. Это, скорее, протопартии, представляющие узкий круг лиц и поддерживающие амбиции их руководителей. Кристаллизация экономических интересов граждан, их политическое самоопределение потребуют времени. Для этого необходимо последовательное осуществление экономических реформ, переход от «дикого» рынка к цивилизованному, что создает в свою очередь условия для возникновения прочных политических коалиций, а затем и массовых политических партий, формирования среднего класса - основы стабильности в обществе.

Политические основы гражданского общества (демократическое устройство государства, права и свободы граждан, плюрализм, демократическая избирательная система) декларированы Конституцией и законами. Задача состоит в том, чтобы они стали политической реальностью. Первый шаг на этом пути сделан - проведены демократические выборы, в том числе и по партийным спискам, в выборные органы власти. Необходимо обеспечить гарантии прав и свобод граждан, воплотить в жизнь механизм демократической передачи власти, наладить широкий диалог государства с возникающими институтами гражданского общества - политическими партиями, движениями и группами интересов.

Гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно ограждены от правового вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество - это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, не зависимое от государства.

Николай КОВАЛЕНКО, директор Центра гражданского образования, Брянск