Ими стали:

«Преодоление», ГОУ Центр образования №1863, г. Москва;

«Живая память», гимназия №426, г. Санкт-Петербург;

«Счастьем поделись с другим», МОУ СОШ №1, Владимирская область, г. Владимир, округ Александров;

«Украсим мир, полученный в наследство», МОУ гимназия №4, Волгоградская область, г. Волгоград;

«Гвардейская слава», МОУ №17, г. Челябинск;

«Свет родных берез», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток», Ивановская область;

«Право на радость», МОУ СШ №63, г. Пенза;

«Участие школьников в деле защиты природы родного края», МОУ Поросинская СОШ, Томская область, Томский район, с. Поросино;

«Дороги судьбы - дороги Победы», МОУ СОШ №1, Сахалинская область, г. Поронайск;

«Память потомков», МОУ Кантемировский лицей, Воронежская область, р. п. Кантемировка;

«Большому кораблю - большое плавание», МОУ СОШ №2, Республика Чувашия, г. Ядрин;

«Берегись автомобиля!», Лицей «Эрудит», Алтайский край, г. Рубцовск;

Закладка городского парка «Парк Победы», МОУ средняя школа №21, Республика Калмыкия, г. Элиста;

«Обелиск», МОУ СОШ №34, Самарская область, г. Самара;

«Чистая остановка - лицо села», МОУ СОШ села Писаревка, Брянская область, Унечский район, с. Писаревка;

«Площадка моей мечты», МОУ ДОД «ДПШ», Ростовская область, г. Сальск;

Школьная туристическая фирма «Ак-Кула», МОУ Камлакская СОШ, Республика Алтай, Шебалинский район, с. Камлак;

«Живая история», СОШ №6, Московская область, г. Реутов;

«Живая память», МОУ гимназия №1, Воронежская область, г. Новохоперск.

Особенностью проведения V Всероссийской акции «Я - гражданин России» стало приглашение на финал акции региональных координаторов проекта «К демократическим ценностям - через гражданское образование». Таким образом, они получили уникальную возможность познакомиться с лучшими проектами, подготовленными в различных регионах России. Получить наглядное представление о ходе финала Всероссийской акции, а также возможность взаимодействовать с педагогами - координаторами лучших школьных проектов. В ходе встреч представители Самарского регионального центра гражданского образования рассказали об основных тенденциях в развитии социального проектирования школьников в России. Подробно познакомили педагогов с критериями отбора команд для участия в финале Всероссийской акции «Я - гражданин России». Представили новые печатные и видеопособия по социальной проектной деятельности школьников. Региональные координаторы программы «К демократическим ценностям - через гражданское образование» рассказали о ходе реализации программы в своих регионах. Поделились опытом взаимодействия с представителями властных структур, общественных организаций и средствами массовой информации в деле продвижения проекта. Охарактеризовали проблемы, возникающие в ходе реализации программы в их регионах и возможные пути их решения. Педагоги - координаторы школьных проектов, отобранных для участия в финале V Всероссийской акции «Я - гражданин России», поделились опытом собственной работы с детьми в рамках реализации проектов «Гражданин», остановившись на тех факторах, которые способствовали успеху созданных под их руководством проектов.

Подобная практика взаимодействия специалистов Самарского регионального центра гражданского образования, региональных координаторов программы «К демократическим ценностям - через гражданское образование» и педагогов-практиков, способствовала обмену опытом и профессиональному взаимообогащению всех вовлеченных в нее сторон.

В рамках финала состоялась пресс-конференция «Тенденции проведения и перспективы Всероссийских акций «Я - гражданин России», в которой приняли участие И. Мельниченко - заместитель начальника Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, заместитель председателя оргкомитета акции, В. Березина - заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите Министерства образования и науки РФ, И. Калиш - главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственный секретарь акции, И. Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», Е. Беляков - директор фонда «Сивитас - Россия», В. Пахомов - руководитель Самарского регионального центра гражданского образования, региональные координаторы программы «К демократическим ценностям - через гражданское образование», педагоги - руководители школьных команд - финалистов V Всероссийской акции «Я - гражданин России», журналисты федеральных и региональных СМИ.

И. Мельниченко рассказал о целевых федеральных программах по поддержке гражданского образования и воспитания молодежи, В. Березина осветила основные тенденции в развитии федеральной политики в сфере гражданского образования и воспитания. И. Калиш остановилась на проблемах организации и перспективах Всероссийских акций «Я - гражданин России». В. Пахомов рассказал о возможных формах внедрения практики социального проектирования школьников в образовательных учреждениях. И. Димова проинформировала участников пресс-конференции об освещении проведения Всероссийской акции «Я - гражданин России» в «Учительской газете» и приложении к ней «Граждановедение». Высказала ряд рекомендаций по взаимодействию региональных координаторов программы «К демократическим ценностям - через гражданское образование» и педагогов, координирующих школьные проекты, со средствами массовой информации. Е. Беляков говорил о деятельности фонда «Сивитас-Россия» и программах в сфере гражданского образования и воспитания молодежи, поддерживаемых фондом. Журналисты и педагоги задали участникам пресс-конференции вопросы, касающиеся перспектив продолжения Всероссийских акций «Я - гражданин России», актуальных проблем гражданского образования и воспитания детей и молодежи в Российской Федерации.

Презентация проектов

Чистая остановка - лицо села

25 июня состоялось торжественное открытие на территории детского оздоровительного лагеря «Кировец» обелиска памяти жителей Воронежа, погибших в войнах XX столетия. В открытии его приняли участие представители администрации Воронежской области, ветераны, участники акции «Я - гражданин России». Для многих ребят это событие было особенно значимым, так как значительная часть социальных проектов, подготовленных ими в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, были посвящены увековечиванию памяти наших соотечественников, на фронте и в тылу отстоявших независимость нашей страны во Второй мировой войне.

Два дня в рамках финала V Всероссийской акции «Я - гражданин России» проходила защита социальных проектов, разработанных командами - финалистами акции. Представленные проекты оценивались тремя независимыми жюри - официальным жюри, в которое входили члены оргкомитета V Всероссийской акции «Я - гражданин России»: И. Калиш - главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственный секретарь Оргкомитета акции, В. Пахомов - руководитель Самарского регионального центра гражданского образования, Е. Беляков - директор партнерства «Сивитас-Россия», Н. Воскресенская - первый вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», заведующая лабораторией сравнительной педагогики Российской академии образования. Во второе жюри вошли региональные координаторы программы «К демократическим ценностям - через гражданское образование», наконец третье жюри составляли школьники - представители команд финалистов акции.

Официальное жюри V Всероссийской акции «Я - гражданин России» определило шесть лучших проектов акции, в число которых вошел проект «Свет родных берез», разработанный воспитанниками Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» Ивановской области. Они создали «живой» памятник в виде березовой аллеи памяти ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в городе Гаврилов Посад. Собрали материал об участии их земляков в сражениях Великой Отечественной войны и уточнили список ветеранов, проживающих в их родном городе.

Члены команды школы №63 г. Пензы, авторы проекта «Право на радость», добились решения о введении транспортного маршрута для перевозки детей-инвалидов, а также приняли участие в организации занятий по программе «Иппотерапия» (верховая езда в лечебных целях) и изготовлении тренажеров для развития мелкой моторики рук детей-инвалидов.

Ярко выраженную природоохранную направленность имел проект «Участие школьников в деле защиты природы родного края» Поросинской школы Томской области, участники которого добились придания кедровому парку статуса охраняемой территории и вынесения решения администрации района о запрещении строительства на территории парка.

Увековечиванию памяти узников концлагеря, находившегося во время нацистской оккупации на территории Кантемировского района Воронежской области, был посвящен проект «Память потомков», разработанный учениками Кантемировского лицея.

Участники проекта «Берегись автомобиля!» из лицея «Эрудит» г. Рубцовска Алтайского края добились установки дорожных знаков и дорожной разметки на прилегающих к лицею дорогах, что способствовало снижению числа дорожно-транспортных происшествий и обеспечению большей безопасности движения.

Силами учащихся Писаревской средней школы, разработавших проект «Чистая остановка - лицо села», были осуществлены ремонт и благоустройство остановки общественного транспорта в селе. Этот проект и получил приз зрительских симпатий.

Таким образом, лучшие проекты Всероссийской акции представляли практически весь тематический спектр школьных социальных проектов. В каждом из них подросткам удалось добиться не только привлечения внимания общественности и властных структур к поднятой в проекте проблеме, но и практически полной реализации плана действия по ее разрешению.

Школа и общество

На благо страны

С 29 по 30 июня участники финала V Всероссийской акции «Я - гражданин России» были заняты разработкой федеральных мегапроектов, то есть проектов, направленных на решение проблем, общих практически для всех местных сообществ в России. Для работы над ними объединялись в команды ребята из самых разных регионов Российской Федерации, совместными усилиями разработавшие два национальных мегапроекта, представленных участникам и гостям финала Всероссийской акции 1 июля.

Проект «Дикая поросль», в разработке которого участвовали школьники из Чувашской Республики, Республики Алтай, Республики Калмыкия, Алтайского края, Воронежской, Самарской, Брянской, Московской и Ростовской областей, был посвящен чрезвычайно обострившейся в последние годы проблеме детской безнадзорности. Члены проектной группы в рамках мегапроекта провели социологический опрос среди участников финала акции, работников лагеря, педагогов по проблемам детской безнадзорности, изучили нормативно-законодательную базу по теме проекта, проанализировали материалы СМИ: «АиФ», «Российской газеты», «Учительской газеты», «Комсомольской правды», взяли интервью у специалистов: В. Березиной - заместителя начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите Министерства образования и науки РФ, И. Мельниченко - заместителя начальника Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, Л. Рукиной - начальника отдела по делам семьи, материнства и детства Комитета социальной поддержки населения администрации г. Воронежа, А. Ковалева - члена общественной палаты Воронежской области, Г. Росляковой - директора Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Воронежской области, А. Марочкина - корреспондента газеты «Комсомольская правда» в Воронежской области. Участники проекта предложили ряд мероприятий с целью снижения уровня безнадзорности в России на федеральном и региональном уровнях, в системе общего и дополнительного образования детей.

На федеральном уровне:

1. Обратиться к Правительству РФ с предложением введения на телевидении запрета на фильмы и передачи с пропагандой жестокости и насилия.

2. Направить обращение к Президенту РФ В.В.Путину с призывом активизировать деятельность правительства в решении вопросов повышения благосостояния населения России.

На региональном уровне:

1. Оказание всемерной поддержки развития юношеских движений и организаций.

2. Выделение 10% эфирного времени на региональных ТВ- и радиопрограммах гражданско-патриотического и социального направления.

3. Создание социальных роликов.

4. Обращение в органы местного самоуправления о введении в школах бесплатного питания.

5. Вернуться к практике организации шефства предприятий и фирм над ОУ.

6. Создание в регионах телефона доверия и психологической поддержки.

В системе общего образования:

1. Совершенствовать системы психологической поддержки детства.

2. Возобновление преподавания курса этики и психологии семейной жизни.

3. Обращение к истокам семьи через исследовательскую работу «Моя родословная».

В системе дополнительного образования:

1. Развитие индивидуального наставничества в рамках волонтерского движения.

2. Проведение ежегодной акции «Дети - детям».

В рамках проекта участники написали обращение к Президенту РФ В.В.Путину и депутатам Государственной Думы с просьбой активизировать законотворческую деятельность в сфере заботы о семье и подрастающем поколении.

В работе над проектом «Вагончик тронется, а что останется?» приняли участие школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской, Волгоградской, Челябинской, Ивановской, Пензенской, Томской, Сахалинской областей, поставившие своей целью привлечь внимание Министерства путей сообщения РФ, ОАО «Российские железные дороги», органов власти субъектов РФ, общественности к решению проблемы экологического состояния территории вдоль российских железных дорог. Проведя социологическое исследование и проанализировав ситуацию, участники проекта выявили источники загрязнения железных дорог России: экологические катастрофы, природный фактор, но самое массовое загрязнение происходит вследствие образования несанкционированных свалок жителями прижелезнодорожных территорий, пассажирами и проводниками поездов.

Участники изучили документы и материалы, проанализировали материалы СМИ: «АиФ», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Коммуна», «Гудок», «Вперед», ознакомились с материалами сайта Министерства путей сообщения РФ и ОАО «Российские железные дороги».

Члены проектной группы с целью выяснения экологической ситуации на железных дорогах встретились с экспертами: Н. Кавериной - начальником отдела контроля земельных ресурсов и отходов по Воронежской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, В. Николайчуком - начальником Воронежской дирекции пригородных перевозок Юго-Восточной железной дороги, П. Нифонтовым - помощником депутата Воронежской городской Думы, О. Кармавцевой - председателем Комитета по образованию Общественной палаты Воронежской области, Д. Пименовым - руководителем пресс-службы общественной информации администрации г.Воронежа, А. Марочкиным - корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в Воронеже.

Кроме того, участники побывали на железнодорожном вокзале г. Воронежа и встретились с дежурным по вокзалу В. Ячменевым и взяли интервью по телефону у начальника природоохранного отдела Управления Юго-Восточной железной дороги А. Мазинина.

Участники проекта из девяти территорий России в рамках реализации проекта выполнили следующие действия:

1. Составили обращение в Управление ОАО «Российские железные дороги».

2. Разработали памятку для пассажира (приложение к билету).

3. Составили сценарий радиопередачи «Путевые заметки».

4. Провели конкурс эскизов социальной рекламы.

5. Написали статью в СМИ с обращением к гражданам России, руководителям различных уровней:

«Уважаемые граждане России! Экологическое состояние зоны вдоль железных дорог полностью зависит от каждого из нас. Задумайтесь о будущем своей страны. Не бросайте мусор на территории железных дорог.

Уважаемые руководители различных уровней! В Вашей власти обеспечить населенные пункты вблизи железных дорог достаточным количеством контейнерных площадок и предотвратить несанкционированные свалки. Ведь железные дороги - лицо России!»

Работа над национальными мегапроектами способствовала сплочению ребят из разных уголков страны, осознанию ими не только общности проблем, стоящих перед местными сообществами в разных регионах России, но и общности интересов, значения гражданского единения для продвижение демократических ценностей.

Владимир ПАХОМОВ, директор Самарского регионального центра гражданского образования; Сергей ЛОСЕВ, ведущий научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования

Окончание следует