В свое время для меня выбора профессии не существовало: сколько себя помню, всегда знала, что буду учителем начальных классов. После школы из Воронежа уехала учиться в Борисоглебский пединститут, потому что там был факультет начального обучения. Отучилась и снова вернулась в родной город, пришла работать в эту школу.

Сегодня детям учиться трудно, труднее, чем было нам. Но я стараюсь, чтобы у ребят было больше положительных моментов, стараюсь их заинтересовать. Для этого надо, на мой взгляд, построить обучение так, чтобы ребенок почувствовал себя первооткрывателем. Ведь они первого сентября приходят с широко раскрытыми от удивления глазами, все необычно для них, все интересно. И это удивление и восторг в ожидании нового надо поддержать как можно дольше - и через интересную программу, и через форму подачи материала. Конечно, всегда легче просто объяснить тему самой, но от такой методики я давно отказалась. Это детям неинтересно. Наоборот, надо так подобрать задание, поставить такие наводящие вопросы, чтобы ребенок сам сделал вывод, совершил свое открытие. Таким образом дети выступают в роли маленьких первооткрывателей, а материал лучше запоминается и вызывает интерес.

Если говорить о проблемах первых лет, их немного. Можно сказать, что они появдяются только в четвертом классе, когда начинается переходный возраст. Насчет дисциплины у нас вопросов не возникает: мы по математике используем учебники Петерсон, и тут не побалуешься. Времени нет. Важно вот что: обязательно необходим контакт с родителями. Важно им объяснить, что и как мы изучаем. Ведь у них были совершенно другие программы и подходы. Поэтому я провожу консультации с родителями, обращаю их внимание на нюансы, рассказываю, как они могут помочь своим детям. В первом классе консультации ежедневные, во втором - раз в неделю. За первоклашками бабушки и мамы приходят каждый день - в школу приводят, забирают домой. И они постоянно ждут, что я скажу про каждого. Это обязательно нужно делать, сказать, что Катя, к примеру, хорошо прочитала предложение, а Сережа задачку решил, и так далее. Родители нам помогают, они занимаются с детьми и ждут доброго слова от учителя.

Какими должны быть первые уроки? В основном в игровой форме. Можно задействовать сказочных героев, придумать что-то интересное. Мы еще весной с родителями договорились подарить детям по интересной книжке. Ребята в этот раз все сильные, класс первый «А» - лицейский, и одного букваря нам будет недостаточно. Поэтому мы с родителями решили купить еще и «Азбуку леса». И не просто раздать детям новые книги, но преподнести им их в виде подарка. Символ нашей школы - это Мудрая Сова. Поэтому придумали вот что: из дремучего леса от Мудрой Совы почтальон Печкин принесет посылку специально для первого «А»! И когда мы ее раскроем, там будут книжки для каждого ребенка. Думаю, это будет яркое впечатление, которое дети запомнят надолго. «Азбука леса» - это книга о животных, птицах и растениях, с великолепными иллюстрациями. Там на каждую букву рассказ. «В» - ворона и рассказ о вороне. «Я» - ястреб и рассказ об этой птице. Причем книга не только красочно оформлена, но и сами рассказы интересны. Авторы нашли такие факты из жизни животных и растений, что не каждый взрослый знает. Я попросила своего бывшего ученика помочь мне первого сентября. Именно он оденется, как почтальон Печкин, и зайдет в класс в определенный момент, принесет посылку. Такой будет первый урок.

Еще один момент. Первого сентября многие дети видят друг друга в первый раз. Поэтому надо поговорить о дружбе. Это важно. И мы, получив нашу посылку, еще посмотрим мультфильм - небольшой кусочек из мультика о дружбе. У нас в классе телевизор, DVD, - в общем, используем технику. В этот день у детей будет много интересного, и я попрошу нарисовать их свои впечатления: линейка, школа, ты сам, твоя учительница... Потом я эти рисунки соберу, сохраню и раздам ребятам, когда будем выпускаться из четвертого класса. Я уже так делала в прошлом выпуске. Даже не называла авторов, ребята должны были сами постараться узнать свои рисунки. Получилось очень весело!

Воронеж