Татьяна Сергеевна Компаниец, учитель гимназии № 149, не верит в гороскопы. Не потому, что скептик. Просто расположение звезд на небе - мелочи жизни по сравнению с расположением малыша к педагогу. Первая учительница для ребят становится центром их маленькой вселенной, и от нее зависит, будет ли в этом мире счастье.

Первый урок гражданственности у Компаниец превращается в урок... волшебства. Она не устраивает обычную перекличку - предварительно знакомится с родителями, потихоньку изучает детей. И «угадывает» их имена по... стуку маленьких сердечек. Дети тут же понимают, что обмануть учительницу невозможно. А чтобы в этих сердечках навсегда отпечаталось имя страны, в которой они живут, Татьяна Сергеевна вешает на доску ватман, на котором тайнописью - обычным воском - написано слово «Россия». Малыши по очереди рисуют красками на листе радугу и видят чудо - «рождение» страны. Для всех учеников Компаниец, даже тех, которые давно стали взрослыми и не верят в чудеса, Россия - страна, рожденная радугой.

Первоклассники устают быстро. Никакого принуждения, считает Татьяна Сергеевна. Только поощрение и побольше отдыха. Физкультминутки ее малыши устраивают через каждые 5-10 минут. Заодно и лишняя агрессия выплескивается. Тех, кто бузит, она не наказывает, но зло останавливает сразу. Ее ученики искренне считают себя братьями и сестрами, а самые страшные для них слова: «Вы меня огорчаете». Всю первую неделю ребята собирают осенние листья. Их вырезает учительница в качестве награды за любой успех. Потом, на родительском собрании, мальчишки и девчонки с гордостью демонстрируют мамам и папам свое совместное произведение - разноцветный ковер из листьев, на которых написаны знакомые фамилии.

Анна Геннадьевна Геринг, учитель школы № 33, считает, что даже лучший в мире педагог не научит малыша любить школу без родительской поддержки. Анна Геннадьевна категорически против наказаний - и учительских, и родительских. Она объясняет мамам и папам, что первоклассники - труженики, им требуются помощь и поддержка близких. Неосторожное слово может навсегда отвратить ребенка от учебы. С малышом непременно нужно побольше разговаривать, кормить витаминами и обязательно после школы укладывать спать.

По мнению Светланы Георгиевны Калашниковой, старшего преподавателя факультета педагогики и психологии детства, в нежелании ребят учиться - и в частности читать - виноваты только взрослые. И родители, забывшие буквы, и учителя, использующие не те учебники. Чтение - самый главный предмет, с которого начинается школа. По ее наблюдениям, дети с удовольствием воспринимают азбуку, в которой «встречают» своих знакомых - героев любимых сказок, например, Колобка или Курочку Рябу. Букварь с комиксами они, конечно, тоже изучают, если нужно, но без особой радости. А чтение в любом случае должно доставлять радость - иначе станет скучной обязанностью. Уроки у малышей вообще не могут быть, по мнению Светланы Георгиевны, «тихими». Творчество важнее дисциплины. Именно оно спасает от скуки повседневности и делает легче любую нагрузку.

К нагрузке ребят нужно готовить заранее - уже лет с трех, считает Любовь Рахметова, директор начальной школы-детсада №122. Малышам, которые не посещали детсад, трудно выдержать даже первые уроки. Хотя вся первая неделя в НШДС №122 - сплошной праздник, причем не только для первого класса, но и для всей школы. Старшие знакомят новеньких с новым для них миром, устраивают концерты, организуют - под руководством взрослых, конечно, - игры. Важнее всего, по мнению Рахметовой, интрига. Чтобы детям хотелось идти в школу, они должны знать, что завтра будет интереснее, чем сегодня. И это действительно так - всю неделю их встречают клоуны, сказочные герои, музыканты.

Омск