Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к выводу: по уровню своего психического развития они остаются дошкольниками, поскольку сохраняют наглядно-образное мышление (мышление представлениями), у них преобладает непроизвольная память (запоминают только то, что интересно), такие дети способны продуктивно работать не более 10-15 минут. Особенности личности шестилетних детей создают дополнительные трудности при обучении. Завышенная самооценка приводит к тому, что им трудно понять критерии, по которым учитель их оценивает. Они считают оценку своей учебной работы оценкой его личности в целом. И поэтому, когда получают отрицательные оценки или им делают замечания, они становятся тревожными, пассивными, бросают начатую работу или требуют помощи учителя.

В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям шестилетний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах. Но в формальных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется. Она может компенсироваться за счет доброжелательного отношения учительницы, которая становится второй матерью, разумеется, если не будет придерживаться авторитарного стиля обучения и держать детей на расстоянии.

Таким образом, в процессе обучения учитель должен учитывать возрастные особенности шестилетнего ребенка:

Ц поскольку он быстро утомляется, урок необходимо разделить на несколько составных частей, объединенных общей темой и позволяющих переключать ребенка с одного вида деятельности на другой. Данного принципа необходимо придерживаться и дома, когда он делает уроки. Не заставляйте его подолгу делать один и тот же предмет, переписывать одно и то же несколько раз, к хорошему это не приведет, а охоту учиться отобьет;

Ц большое место на уроке должно отводиться работе с наглядным материалом и практическим действиям с предметами - при этом учитываются особенности мышления ребенка. Дома объясняйте решение задач в виде рисунков или на конкретных предметах;

Ц так как в данном возрасте ведущим видом деятельности остается игра, то программа лучше усваивается в игровой форме, элементы которой постоянно необходимо включать в урок;

Ц в шесть лет ребенок испытывает трудности с произвольным поведением, он не может регулировать свою деятельность и активность. Поэтому учитель должен создать комфортную обстановку, как можно больше поощрять ребенка, ибо похвала учителя очень для него важна на данном этапе;

Ц дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. Все они утомляются от перегрузок, испытываемых в школе. А утомление приводит к срывам в поведении. В благоприятных условиях напряженность проходит через 2 месяца. При неблагоприятных условиях она сохраняется и приводит к побочным эффектам в соматическом плане, то есть ребенок начинает болеть и пропускать школу, где ему плохо.

Однако с какого бы возраста ребенок ни пошел учиться, ему необходимо пройти тестирование на выявление психологической готовности к школе. Один из аспектов - личностная готовность. Здесь можно выделить несколько составляющих.

Отношение ребенка непосредственно к обучению. Для того чтобы он начал успешно учиться, ему важно стремиться к новой школьной жизни. А желание это возникает у ребенка под влиянием родителей и сверстников, кто оценивает школьную деятельность гораздо выше, чем игру. Эти люди должны наставить ребенка, привести к мысли, что школьная жизнь гораздо лучше. Под влиянием всех этих факторов у ребенка и формируется внутренняя позиция школьника. Сначала его привлекают какие-то внешние атрибуты - красивая форма, новенький рюкзак, тетрадки, красочные учебники, а также новые впечатления от встречи со школой, другими детьми и учителями. Желание учиться и получать какие-то новые знания возникает лишь потом, в ходе учебы - если, конечно, что-либо не помешает этому.

Отношение к взрослым, в частности к учителю, связано с тем, что дети в возрасте 6-7 лет считают взрослых непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. Их требования выполняются беспрекословно, и что бы там ни говорили родители, что бы ни советовали, в ответ им ребенок говорит, что учительница говорила сделать именно так, а не иначе. Но это не возникает на пустом месте, а является результатом совместного труда детей и взрослых, еще начиная с детского сада.

Отношение к другим детям. Учеба - коллективный труд. Ученики общаются между собой в работе. Поэтому они должны уметь устанавливать контакты, делать что-то вместе. Новая форма общения складывается в самом начале учебы. В основе ее лежит умение слушать своего одноклассника, уметь его оценить, дать совет, помочь чем-либо.

Отношение к самому себе. Учебная деятельность только тогда становится продуктивной, когда ребенок адекватно относится к своим способностям, может правильно оценивать результаты своей работы и поведения. Самооценка школьника не должна быть ни завышенной, ни заниженной.

Развитие сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении им требований, конкретных правил, задаваемых учителем. Если он способен их выполнять, значит, он может регулировать в ходе работы свою деятельность - распланировать ее, оценить результат.

К сожалению, родители чаще всего обращают внимание не на личностную, а на интеллектуальную готовность ребенка, начиная готовить его к школе как можно раньше. Они убеждены, что именно знания - основа всего процесса обучения. Между тем у детей с личностной неготовностью отсутствует внутренняя позиция школьника. Эти ученики проявляют детскую непосредственность на уроке, отвечают одновременно с другими детьми, перебивают других, не поднимают руку, высказывают все свои мысли вслух. Они включаются в работу только после того, как обратились лично к ним, в остальное же время вертятся, отвлекаются, нарушают дисциплину, мешают другим. Обычно у этих детей завышенная самооценка, и они очень обижаются на замечания. Когда родители или учителя выражают недовольство их поведением, они начинают жаловаться, что уроки неинтересные, школа плохая, учительница злая.

Если ребенок не готов к школе даже по одному из аспектов, у него может легко сформироваться тревожность. Она приобретет устойчивый характер, если учителя будут высказывать постоянное недовольство работой ученика, упрекать, ругать, ставить плохие отметки. Подобного рода тревожность может возникнуть и в том случае, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования. В результате у ребенка снижается самооценка и закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к желанию бездумно следовать каким-то указаниям взрослых, к боязни проявлять инициативу, формальному усвоению знаний. Таким образом, взрослые, недовольные снижением количества успехов их ребенка, все больше и больше сосредоточиваются на негативной стороне дела. А это еще больше усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг. И разорвать этот круг можно лишь изменив установки и оценки родителей и учителей. То есть близкие и взрослые должны обращать внимание на малейшие достижения ребенка и стараться не порицать его за малейшие погрешности и недочеты.

Постоянно испытывая недостаток похвалы, ребенок становится демонстративной личностью.

Если первоклассник учится не очень хорошо, но при этом хочет, чтобы им все время восхищались, уделяли ему много внимания, он будет стараться получить это внимание всеми способами. Его поведение в таком случае может стать либо агрессивным, либо театрально-манерным - как на уроке, так и на перемене. Ребенок не принимает поставленные перед ним задачи, постоянно выпадает из процесса обучения и не может овладеть необходимыми знаниями, чтобы успешно учиться. Причем для него не важно, какое внимание он получит, положительное или негативное, - оно ему просто необходимо. Для таких детей можно предложить поучаствовать в театрализованных постановках, утренниках, концертах, стараться не закреплять неподходящие формы поведения - агрессию, грубость. Самое главное - чтобы взрослые не читали ему никаких нотаций и нравоучений, не обращали внимания на какие-то мелкие проступки. Это трудно, но только таким способом можно изменить позицию самого ребенка.

психолог, Москва