Его цель - выработать единые взгляды на совершенствование содержания и организации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях с учетом современного характера вооруженной борьбы, требований боевой и повседневной деятельности войск, перспектив развития военного искусства, опыта локальных войн и вооруженных конфликтов.

В тематическом выпуске к началу сбора («ВО» № 25-26 с.г.) мы предоставили слово ряду его участников. Продолжаем публикацию на эту тему.

Системные требования

В первый день сбора с докладом на тему «Современная система вооруженной борьбы и требования к подготовке офицерских кадров» выступил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии А.В. Квашнин.

Он отметил, что повышенное внимание руководства Минобороны и Генштаба к решению проблем военного образования не случайно. Дело не только и даже не столько в большом количестве проблем в самой системе военного образования, сколько в снижении уровня подготовки офицерского корпуса Вооруженных Сил РФ. Практически произошел разрыв плановой смены поколений, когда офицеры советской школы уже ушли или уйдут в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офицеры российской школы в силу разных причин не обладают необходимыми навыками и знаниями. Это в одинаковой степени относится к уровню их личной профессиональной подготовки и, что не менее опасно, к сфере методических навыков и умений. А пробелы в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой пробелы в подготовке рядового и сержантского состава, которые по большому счету определяют успех на поле боя.

Обучение в военно-учебных заведениях должно осуществляться с учетом требований современного характера вооруженной борьбы, развития средств, форм и способов ее ведения.

Анализируя характер изменений, произошедших в вооруженной борьбе в последние годы, докладчик отметил, что она в современной войне приобретает новые политические и стратегические черты, отличается предельной напряженностью, носит объемный, воздушно-наземный, высокоманевренный характер с одновременным ведением взаимосвязанных операций (боевых действий) на земле, в воздухе и на море, острой борьбой в информационном пространстве, за захват и удержание стратегической инициативы, высокой неопределенностью, резкими изменениями обстановки и способов ведения военных действий.

Кратко охарактеризовав некоторые формы стратегических действий Вооруженных Сил, начальник Генштаба подчеркнул, что операции и боевые действия приобретают межвидовой характер, ведутся не отдельными объединениями, а группировками войск (сил) самого различного состава без деления по сферам вооруженной борьбы, силами и средствами видов, родов ВС, специальных войск.

Говоря о проблемах военного образования, докладчик отметил, что главные причины сложившегося положения дел - отсутствие четкого системного подхода к организации военного образования и подготовки войск с точки зрения их внутреннего содержания; недостаточный уровень подготовки преподавателей; снижение контроля над учебным процессом в вузах, организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках. Необходимо разработать нормативные требования к облику офицера как носителю славных традиций Российских (Советских) Вооруженных Сил. Основными из них должны быть ясное понимание своего места в общей системе вооруженной борьбы, знание до автоматизма функционала работы при планировании и подготовке войск к боевым действиям. Офицер должен быть убежденным патриотом своей Родины, обладать высокими моральными качествами и быть физически развитым.

Особое внимание докладчик обратил на то, что в процессе обучения должен быть подготовлен офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой приемов и способов обучения подчиненных.

В заключение начальник Генерального штаба отметил, что предстоит большая и кропотливая работа по выработке системных требований к военному образованию, особенно в методической подготовке офицерского корпуса, и в целом к боевой подготовке войск.

Важнейший элемент реформы

Заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковника А.С. Скворцов изложил новые тенденции военного искусства с учетом прогноза развития военно-политической обстановки, совершенствования средств вооруженной борьбы, взглядов руководства развитых стран мира на формы и способы военных действий и их влияния на подготовку офицерских кадров в военно-учебных заведениях.

Особое внимание выступающий обратил на то, что сегодня, исследуя развитие теории и практики военного искусства, нельзя ограничиваться только вопросами применения Вооруженных Сил и их строительства. Необходимо рассматривать широкий круг факторов, основные из которых - политические, экономические, духовные и собственно военные. Он остановился на тех, которые непосредственно влияют на направленность и содержание подготовки военных кадров. К их числу относятся: военно-политические, важнейший из которых - система военных угроз России и их источников; военно-стратегические - вероятный характер вооруженной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах, в которые может быть втянута Россия; военно-технические - тенденции развития вооружения и военной техники в развитых странах мира.

Генерал-полковник Скворцов заострил внимание на основных требованиях к военным кадрам, которые определяются системой военных угроз России, тенденциями изменения характера, способов и форм ведения вооруженной борьбы в вооруженных конфликтах и войнах, техническим перевооружением Российской и иностранных армий. Эти изменения объективно вызывают необходимость корректировки направленности подготовки военных кадров. Необходимо уточнить приоритеты в обучении с увеличением доли наиболее важных предметов и тем и сокращением тех, которые сегодня не являются приоритетными. При этом анализ показывает, что необходимо менять приоритеты как в фундаментальной области, так и в военно-специальной. Военное образование, с одной стороны, должно в полной мере отвечать требованиям государственных образовательных стандартов, с другой - иметь специфическую направленность.

Завершая выступление, генерал-полковник Скворцов отметил, что совершенствование системы военного образования - важнейший, если не определяющий элемент реформы Вооруженных Сил России. Какая бы ни была мощная и эффективная боевая техника, ее применяют люди. От уровня их знаний и умений, моральной готовности защищать свою страну зависит ее безопасность, будущее нашего народа.

Совершенствование методики

Президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гарееев, говоря о путях совершенствования методики воинского обучения и воспитания, отметил, что в комплексе мер по реформированию Вооруженных Сил особое место занимает проблема подготовки офицерского состава. Офицеры - костяк армии и флота, основные носители воинских традиций. От их преданности Отечеству, морально-боевых качеств, военно-профессиональной подготовки, опыта, организаторских способностей во многом зависит боевая мощь Вооруженных Сил. Опыт германской армии после Версаля, нашей и других армий показывает: мы можем решить любые задачи и возродить Вооруженные Силы, если будут по-современному подготовлены офицеры.

На протяжении всей истории совершенствование боевой подготовки войск, сил флота и учебного процесса в военно-учебных заведениях шло по большому счету по двум направлениям. Во-первых, с учетом достижений научно-технического прогресса, предвидения перспектив развития характера вооруженной борьбы, оружия и техники определялось оптимальное содержание воинского обучения и воспитания (чему учить войска, и в первую очередь офицеров). Во-вторых, исходя из содержания обучения определялось, как надо учить, изыскивались наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания, которые обеспечивали бы освоение и реализацию взглядов на характер вооруженной борьбы и оборонных задач.

Эти стороны подготовки офицеров взаимосвязаны. К сожалению, пока не удается добиться полного соответствия содержания и методики обучения. С точки зрения содержания необходимо в первую очередь учить офицеров выполнению боевых задач в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов, антитеррористических операций и одновременно быть готовым к решению задач в крупномасштабной войне. Классическое военное искусство, его фундаментальные основы, рассчитанные на такую войну, нужно продолжать изучать. Однако нужно обязательно учитывать особенности, возникающие при борьбе с терроризмом, действиях в локальных войнах - очаговый характер боевых действий, необходимость действовать на более широких фронтах с разрывами в боевых порядках, уделять больше внимания охране и обороне коммуникаций, элементам информационной и психологической борьбы.

В методике воинского обучения и воспитания главный принцип, провозглашенный еще известным педагогом Макаренко: чтобы воспитать у человека мужество, нужно поставить его в такие условия, в которых он мог бы его проявлять. Это относится и к формированию других командирских качеств - волевых и организаторских, развитого тактического мышления, отметил генерал армии Гареев.

* * *

В первый день сбора выступил также начальник Главного управления кадров - заместитель министра обороны РФ по кадрам генерал-полковник Н.А. Панков. Он изложил основные направления реформирования системы военного образования. Участникам сбора были продемонстрированы возможности учебно-материальной базы Военной академии Генштаба.

Второй день прошел в Общевойсковой академии ВС РФ. Ее начальник генерал-полковник В.И. Попов и начальник Московского военного института генерал-майор С.П. Епишин показали роль, место и задачи видовой академии и военного института в системе подготовки офицеров оперативно-тактического и тактического уровня. Ведущие педагоги академии провели ряд инструкторско-методических занятий по организации работы командира и штаба при подготовке и в ходе боя, применению современных информационных технологий в образовательном процессе. Были продемонстрированы перспективные технические средства обучения и их возможности при моделировании боевых действий, проведении виртуальных рекогносцировок, интерактивном обучении в ходе подготовки командира тактического звена управления.

В третий день на базе Ногинского учебного центра Московского военного института с участниками сбора были проведены инструкторско-методические занятия по управлению подразделениями в общевойсковом бою, показан алгоритм работы командира отделения и командира взвода при организации и управлении боем, а также методика проведения комплексного тактического занятия по управлению ротой в наступлении.

Четвертый день был посвящен системе работы по организации и обеспечению повседневной жизни и деятельности военно-учебного заведения. Основные ее аспекты показаны на базе отдельной мотострелковой бригады Министерства обороны. Во второй половине дня перед участниками сбора выступили заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник А.С. Скворцов, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил генерал-полковник Н.И. Резник, начальники управлений - заместители начальника Главного управления кадров Министерства обороны генерал-лейтенанты Н.М. Васильев и О.Е. Смирнов. Были подняты проблемы организации в вузах научных исследований, воспитательной, учебной и методической работы, рассмотрены нормативные требования к набору курсантов в военно-учебные заведения.

Заключительный день сбора прошел по планам начальников, которым подчинены военно-учебные заведения.