Что такое международный бакалавриат? Каковы его конечные цели? Основная задача образования по IB состоит не в приобретении просто знания, а в развитии главной способности разума оперировать в различных областях мышления. Другими словами, программа IB направлена на пробуждение в ребенке интереса к учебе, на усиление его познавательной потребности. По словам учредителя ШОД Владимира Ивановича Андреева, сегодня одна из актуальнейших проблем образования - нежелание ребенка учиться. Причина этого - информативный, знаниевый подход, доминирующий в российской педагогике. Количество информации год от года увеличивается, оценка полученных знаний становится все более формализованной.

- Наша задача - помочь ребенку не потерять интерес к учебе, - говорит Владимир Андреев. - Само понятие «интерес к учебе» - многоемкое. Это значит - жить с интересом, уметь наблюдать, исследовать, видеть новые проблемы, анализировать их, решать. Программа международного бакалавриата ставит во главу угла именно сохранение и развитие интереса ребенка к обучению, а также развитие у него навыков исследовательской деятельности, работы в команде. Школа должна не давать сумму знаний, допустим по математике, а должна научить ребенка ставить исследовательский вопрос и решать его математическими методами.

Программа IB создана ведущими университетами мира, и неслучайно в ней сделан упор на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Любому престижному вузу нужен студент, не натасканный на решение двух-трех знакомых проблем, а человек, готовый исследовать, то есть собирать информацию, анализировать ее, осуществлять выбор тех или иных решений. Программа IB увязывает в одно целое идеи гуманизма, практическую направленность, а также формирует навыки самообразования.

- Владимир Иванович, наверное, многое зависит от готовности работать по программе самих учителей?

- Совершенно верно, учителю необходимо быть исследователем. Ведь перед тем как выйти с проектом к детям, он должен обсудить его в кругу коллег. Причем каждая предметная область вправе подключиться к заданной теме. К примеру, учитель английского языка предлагает разучить с ребятами песню про желтую подводную лодку. Учитель истории, зная об этом проекте, присоединяется с рассказом об истории возникновения подводного флота в России. Учитель литературы добавляет свой штрих идеей создать журнал, посвященный творчеству ливерпульской четверки и т.д. Что важно, в самих учителях пробуждается интерес к проектной учебной деятельности, и, помимо педагогических задач, решается и проблема объединения коллектива. Проекты чередуются один за другим, и, таким образом, каждая из предметных областей реализуется по проекту. Их может быть 8-10 в год. За зимне-весенний период текущего года мы с ребятами, к примеру, осуществили порядка десяти проектов, в том числе и в начальной школе. Почему нам это несложно? Дело в том, что в школе есть ряд надпредметных программ, работа по которым предполагает исследовательский характер. Наши дети умеют обращаться со словарями, текстами, умеют анализировать, обобщать, делать выводы. Много лет мы реализовывали спортивные, туристические проекты. Что касается учителей, то в школе есть такая форма повышения квалификации, как семинар Ривина, которая позволяет освоить любую образовательную технологию.

- Другими словами, вы уже приняты в программу международного бакалавриата?

- Да, к нам уже приезжали из Женевы координаторы по программе начальной школы и по дипломной программе старшей школы. Заказаны учебники, и мы становимся кандидатами на авторизацию, которая дает нам право выдавать диплом международного образца по программе старшей школы. Этот диплом, если ребята выполняют все учебные требования и набирают соответствующее количество баллов, может служить пропуском при поступлении без экзаменов в Оксфорд или Кембридж и еще в 102 зарубежных университета. 1 сентября 2005 года увеличится количество часов на преподавание английского языка, а также будут приглашены в качестве преподавателей носители языка.

Санкт-Петербург